Cтупа Дандарона

 

Ступа Дандарона

Наш Учитель никогда не рождался,
значит Он не умрет!
Ю.К.Лавров

Вот Хрустальная Ступа,
значит Учитель существует!
Нацог-Рандол

Время Ступы – время Учителей!
МВМ

 

Прошло почти тридцать лет с тех пор, как прах Б.Д.Дандарона был захоронен на кладбище поселка Выдрино, недалеко от зоны, где он провел последние годы жизни. Все эти годы периодически заводился разговор о строительстве ступы, но это было невыполнимо по прозаической причине - нельзя было извлечь останки Учителя из могилы.

С середины девяностых ситуация изменилась, юридические препятствия к эксгумации исчезли, и в 1997 г. ученик Дандарона Юрий Константинович Лавров организовал поездку в Выдрино и извлечение праха Учителя из могилы. В течение года прах хранился на родине Дандарона в Кижинге.

Место для строительсва было выбрано в ста метрах от руин ступы, которую в 1966 г. строил своему отцу Агвану Синам Тузол Доржи сам Б.Д.Дандарон. Тогда строительство не было завершено: по приказу кижингинского партийного начальства бульдозер разрушил то, что было сделано. Это происходило на вершине горы Тэбхэр Майла, расположенной в тайге в 15 км от с. Кижинга в долине р. Кудун. К этому времени Ю.К.Лавров вместе с учениками разработал проект ступы высотой семь метров. В основании ступы предполагалось расположить камеру для праха в виде яйца.

В 1998 г. в полуяйце, нижней части погребальной камеры, прах Дандарона был захоронен. Подземная часть была закрыта металлической крышкой и запечатана двумя скрещенными треугольниками (дхармодая) из бетона. В апреле 2002 г. умер автор проекта ступы Ю.К.Лавров.

В летний период 2003-2004 г. была построена надземная часть Ступы. Строительство велось силами последователей традиции Дандарона, жителями Кижинги, Улан-Удэ и приехавшими учениками учеников Дандарона из Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Кременчуга и Челябинска.

Летом 2003 г. возводятся из бетона четыре ступени основания и сферическая часть ступы. Недалеко от места ее возведения мостстройотряд возводил мост через реку Кудун. Со строителями удалось договориться, и они помогли техникой и материалами.

15 октября 2003 г. водружен купол сферы Ступы. Купол сферы ставили с помощью экскаватора-крана строители моста через Кудун. Помогали жители Усть-Орота.

Сваямбха

Зимой 2003-2004 гг. в Кижинге были сделаны диски для шпиля Ступы. В Москве в это время создавалась сваямбха внешней ступы. Это был вдохновенный творческий поиск, это было созерцание. Сваямбха Ступы Дандарона необычна: луна сделана в виде лодки, солнце как шар, а объемное бинду - с тремя изгибами. Автор проекта Нестор Парастаев. После нескольких этапов, от гипса до композитного материала, сваямбха была отвезена на золочение: ее покрыли четырьмя слоями сусального золота.

15 июля 2004 г. сваямбха была водружена на шпиль Ступы.

18 июля в 19.00 последние взмахи кисти завершили покраску Ступы белоснежной стойкой фасадной краской. К этому времени на Гору уже съехались родственники Дандарона и жители Кижинги и Усть-Орота. Вместе со строителями присутствовало около семидесяти человек. В 22 часа начался ритуал Сокшод. В начале ритуала был прочтен текст Освящение Белой Ступы Ваджрасаттвы. Затем всеми присутствовавшими был исполнен Сокшод на тибетском и русском языках. Местные жители и гости из Улан-Удэ и Кижинги почти все разъехались. Оставшиеся гости и строители пировали до рассвета. На следующий день петербуржцы, москвичи и харьковчане попрощались со Ступой Учителя и покинули Гору.

Ступа на закате

Ступу строить трудно. Ступа - не груда камней и цемента. Ступа - это правильное понимание сангхой Проповеди Учителя. В ХХ веке Будда под именем Дандарона родился в Бурятии. Любил Родину и желал в ней и умереть. Так и случилось. Но Сам, как Великий Нирмана, был человеком Космоса, всего необозримого Пространства. Так говорил.

В Бурятии давно сложилось то, что мы называем буддийской духовной культурой. Это - тибетская традиция в преломлении национальных особенностей бурятской культуры. Родившись бурятом, Дандарон принадлежит ее истории. Но, будучи Буддой, он принадлежит всему миру. Эту полноту бытия совершенного Существа ярко показал всем Лубсан Сандан и передал своему Великому Ученику: "Ты - Дхармараджа!" И Дандарон стал им, невзирая на адское обличие советской сансары.

Лубсан Сандан Цыденов, подписывавшийся коротким словом-статусом Сугада (Сугата), и Бидьядара (Видьядхара) Дандарон, не прятавший гордое Дхармараджа, принадлежат и в то же самое не принадлежат бурятской истории, бурятской культуре.

Мощный бурятский клан родных Бидии Дандаровича, славных его учениц и учеников, освященный долгой жизнью его матери - замечательной йогиней, ученицей Лубсана Сандана и сподвижницей Агвана Силнама, "бабушкой" Балжимой, предстал перед нами, европейцами, как живое воплощение бурятской буддийской культуры, как традиции. И мы кланяемся этому Роду, в котором родился, любил и долгие годы жил наш Учитель.

Наши духовные бурятские собратья знают, какой духовный взрыв осуществил Лубсан Сандан, возродив взаимоотношения Учитель-ученик времен индийских сиддхов и тибетцев времен Падмасамбхавы. Он уединился на Соорхэ (поляна на склоне Кудунскогохребта в семи км. От поселка Усть-Орот) не только для созерцания, но и для того, чтобы создать сангху последователей. Он не рвал специально связь с дацановской традицией, а просто однажды, произнеся без всякой эмоции "дацан - это сансара", "ушел в глушь тайги".

Героическую стезю избрал себе в долю Дандарон и прошел ее, передав ученикам Все. Именно Все (даже такие "мелочи", как Жуд Ганжура), но каждый из нас вместил только то, что смог, или то, что было предначертано.

Бидия Дандарович учил нас вечности, чувству непосредственной, живой причастности к буддизму и к буддистам. Он, беседуя с нами, совершал акт удивительной трансформации времени: Будды прошлых времен, Шакьямуни, Его великие ученики, архаты, Асанга, Луива, Лалитаваджра, Ролоцава, Марпа, Цзонхава и надвигающееся будущее - все переживалось рядом с ним, как настоящее.

Нас, учеников Бидии Дандаровича и принадлежащих к его Линии духовной преемственности, в первую очередь интересуют практические наставления Учителя. Они нетрадиционны до такой степени, что иногда говорилось, что у Дандарона нет традиции. Так говорили, кто понимал, так говорили и сторонние, не понимая, что говорят. Мы же иногда называли проповедь Учителя "подпиткой сверху", проповедью, идущей не через Линию передачи, а минуя традицию, непосредственно из Мира Будд. Эта нетрадиционность стиля ученичества, стиля передачи, стиля жизни и, наконец, стиля практик и составили для нас, его европейских учеников, то, что мы называем Традицией Дандарона, понимая, что таково было время, такова наша карма и что это была Джняна Дандарона.

Проповедь Дандарона не была ни по стилю, ни по содержанию традиционной, хотя и содержала все необходимые смыслы Канона и особенно такую классическую строгость, как обязательное знание "Абхидхармакоши".

Жизнь в Сангхе не была традиционной. Сам Дандарон жил нетрадиционно для человека, который был хубилганом и Дхармараджей. Это не подлежит обсуждению. Так было. Но относились к этому по-разному. Нам, европейцам, это было по природе нашей. Мы поэтому и нашли друг друга: ученики - Учителя, Учитель - учеников. Родные Бидии Дандаровича (для некоторых он был Учитель) к нему относились, как и полагалось, по-родственному, называя попросту - нагца (дядя). И в этом нет умаления его личности, в этом сила семейного уклада и привычки. Они всегда знали, кто Он на самом деле.

Ступа строится

В 1966 г. Дандарон начал учить европейцев, тогда к нему пришел А.И.Железнов, и через четыре года в сангхе было уже около тридцати человек. Для бурят создалась не совсем привычная ситуация. Их вполне традиционная культура с опаской отреагировала на Проповедь Дандарона. Ибо Проповедь европейцам была внове, девиз "Тантра - на Запад!" тоже внове. Когда же Бидия Дандарович передавал всегда считавшиеся в традиционном буддизме тайной быстрые методы реализации, когда он при всех на Сокшодах рассказывал о своей практике, в том числе и о лагерной, это было для многих шоком. Особенно это было заметно в 1972 г.

Дандарон сделал Дело, выполнил свою миссию и занялся тем же далее, но так, что нам его вроде глазами не видно. Однажды Учитель сказал: "Постройте храм белый и круглый". Он никогда не говорил о судьбе праха. Думаю, ему это было просто неинтересно. И он смеется над нашими сегодняшними мытарствами в связи со строительством Ступы. Предлагаю рассмеяться вместе с ним!

Ступа – это не обязательно место, где прах; буддисту на прах наплевать, буддистам прах, как показала история, оказался нужен. Пусть кланяются зубу Будды или еще чему-то. Можно кланяться и камню. Не бывает для понимающего несвященного.

Дандарон - это не только наш Учитель, Дандарон - это национальная гордость бурятского народа, известный российский философ, буддийский деятель мирового масштаба. Ибо именно он открыл дверь в Россию и Еше Лодою Римпоче, и другим достойным буддийским монахам разных школ и ян.

Ступа - не для ушедших, таких просто не бывает, они живы. Ступа - для тех, кто живет. Канон считает ступу символом Тела Мысли - дхармакаи. Можно проще: Ступа - это идея Учителя, это то сокровенное, что в словах невыразимо (в словах - его книги и то, что помним из его устных наставлений). И такое определение Ступы - это не искажение глубины ее смысла. Учитель совершенен, совершенно в нем все - и Тело, и Речь, и Мысль. Ступа должна быть красивой, прекрасной. Она должна радовать взор, должна восхищать. Такой она и стоит в тиши сибирской тайги.

В 2004 г. была завершена архитектурная часть строительства Ступы, и 18 июля 2004 года ученики Традиции Дандарона провели, как мы уже писали, внутренний ритуал освящения Ступы. Оставалось нарисовать глаза на хармике (кубический реликварий над куполом). Это оказалось трудной и вдохновляющей задачей. Вся сангха участвовала в поиске нужной формы глаз. Один из вариантов предполагал на каждой из сторон изобразить глаза Дандарона, Лубсана Сандана Цыденова, Балжимы (матери Дандарона) и Доржи Бадмаева (отца Дандарона), то есть всех, кто был связан с историей уединения на Соорхэ, с недавним этапом развития Традиции. От этого проекта пришлось отказаться, проект по форме не сочетался с архитектурой, были и принципиальные возражения.

Глаза должны быть без признаков индивидуальности. Глаза соединены через авандуди прямо с чакрой сердца, то есть Бинду Сердца. Это бинду не имеет индивидуальности, оно у всех абсолютно одинаково: это - центр сердца Ваджрасаттвы. Поэтому для буддистов взгляд в глаза - это более чем христианский взгляд в душу, это - взгляд в таинственное Бинду Сердца Ваджрасаттвы. Оно одно на всех. Поэтому и глаза должны быть "вечными", без похожести. Облик Лубсана Цыденова, Дандарона - это один из множества обликов, что они принимали, нам же был дан в восприятие этот. Но ведь наша Ступа на века, как непальские.

Хармика

Глаза - это как лалана и расана: два канала, соединенные с авандуди; урна промеж бровей - это отметина третьего глаза. Когда человек в дхьяне, когда смотрит сосредоточенно, например, в лицо другого, два глаза сливаются в один и располагаются точно там, где урна. Из нее на другого или на тебя исходит поток праны, соединенный в бинду-единство, чьим символом является завиток, похожий на нос, это и есть огонь праны, что срывается с верхушки ХУМа. В нем соединены все пять мудростей, он - шестой дхьянибудда Самантабхадра (Ваджрадхара). Поэтому этот завиток и изображается как санскритская цифра один - Единство.

После долгого обсуждении в Интернете вариантов глаз был принят к исполнению эскиз Елены Макаровой. Глаза ее эскиза очень похожи на непальские. И это исторически понятно, ведь Учитель строил ту Ступу сам в воплощении Черного Ворона.

За четыре дня (10-13 августа 2005 г.) на всех четырех гранях хармики Еленой Макаровой были нарисованы глаза, помогали Янжинма Дашицыренова и Мария Ноздрина. Помогали также лама Цыван Дашицыренов и другие.

Кроме того, решили к языкам колокольчиков, прикрепленных к зонту, привязать ленты пяти цветов. Это создало необходимую парусность, и на ветру Ступа "заговорила" нежным перезвоном.

13 августа поздно вечером, в темноте у костра совершили гневный ритуал Пурбы Золотого Дамдина. Затем все совершили ритуальный Круг вокруг Ступы Учителя. Потом спустились к могиле Ю.К.Лаврова, почтили его память Кругом. Снова поднялись вверх и совершили Круг у фундамента Невидимой Ступы.

14 августа приехали гости, родственники Б.Д.Дандарона. Перед ритуалом Сокшод собравшихся приветствовал Бато Баяртуев, внучатый племянник Дандарона. Запомнились его слова: "Не мечем Атиллы, а Учением Будды завоевала Азия мир".

В конце ритуальной части праздника был исполнен созерцательный гимн Ступе.

Освящение Ступы

В течение лета велись переговоры о проведении ритуала Рабнэй - традиционного ритуала освящения Ступы - с тибетским ламой Еше Лодоем Римпоче. Римпоче назначил ритуал на 18 сентября 2005 г. На ритуал собралось около 250 человек. Погода к этому времени ухудшилась и хотя стало чуть теплее, но дождь моросил весь день, было пасмурно. То, что моросил дождь, по местным народным приметам благоприятный знак. Тем более, что осенью в определенные дни любая вода превращается в аршан, и как раз эти дни совпали. Ело Римпоче выехал из Улан-Удэ в 9 утра. Около двенадцати приехал в Кижингу, передохнул в доме Мункиных и в два часа дня был у Ступы.

Помогали Римпоче проводить Рабнэй лама Цыван Дашицыренов, Тензин-лама и Дондок Дашицыренов.

Перед ритуалом Ело Римпоче обошел Ступу, долго рассматривал сваямбху, затем сказал: "красивая, большая, соответствует личности Дандарона". И добавил - "древняя по форме, похожа на ступы Шакьямуни, на непальские ступы. Как хорошо, что ученики так почитают Учителя". Для многих присутствующих красота и величие Ступы были неожиданностью, форма - непривычной. Цыван Дашицыренов заметил: "Главное, люди остались довольны, они искренне радовались, у многих на глазах видели даже слезы".

Освящение Ступы

В заключение отметим, что в этот же день 18 сентября 2005 г. было завершено строительство Ступы на о.Огон на Байкале с архитектурой, похожей на архитектуру Ступы Дандарона. Так духовные усилия буддистов разных традиций сложились в едином благотворном деянии: проповедь Ступы Ваджрасаттвы - Ступы Дандарона двинулась на Запад.

Дандарон был человеком, тонко чувствующим прекрасное. Зона, мытарства на свободе только отточили его активное и радостное восприятие жизни. Его взгляд всегда лучился блеском и вниманием, в нем были не только мудрость и спокойствие знания, но искреннее и первозданное удивление. Творческая активность сознания Учителя никогда не иссякала, он видел будущее и творил его. Мы по его воле и чаянию построили Белую Ступу, стремясь к простому и ясному - чтобы Ступа была красивой.

Три года, каждое лето встречались на горе в глуши тайги буддисты Традиции Дандарона, трудились, общались, созерцали. И вот Ступа стоит. Она хороша и белосветна. Проходят дни, недели от того момента, когда строительство было завершено. И вдруг многие ощутили - строительство продолжается. Ступа чудесным механизмом Истины, Мыслью Учителя, красотой, гордостью Ваджрасаттвы преображает нас. Она живет не только там, на Горе, но в нас самих, в наших сердцах. Ступа естественно и не нарочито стала объектом созерцания. Как символ Дхармакаи, как реальность мысли Дандарона она действует и всех магически преображает.

В.М.Монтлевич, 2005

Ступа

Ступа

Ступа