Лончен Рабжам
@ zab mo yang tig las dza,,
gsang ba bla med spyi
babs
bzhugs so,,
Из собpания самых глубоких и сокpовенных учений
сочинение под
индексом dza
* * *
Будет проповедано общее изложение несравненной колесницы.
Приветствую великий простор пустого дхату!
Из несозданного пространства в сострадательную каю восставшего,
Царя Ригпа
- саморожденного Самантабхадру,
Естество пяти светов, самосовершенство пяти
семей,
Всепроникающее сострадание источающего – приветствую!
С почтением склоняюсь пред природой ума
-
исконно всесовершенным Буддой;
пред
сущностью -
без основы, без корня;
пред
естеством -
совершенной полнотой ясного
света;
пред состраданием -
распахнувшимся
необъятным простором.
Есть внешнее, внутреннее, тайное и очень тайное. Из них поведаю очень тайное – несравненного царя – общее изложение девяти колесниц.
* * *
Есть три: Основа, Путь и Плод.
Через них раскрою
два: чистоту и самосовершенство.
Сначала расскажу о чистоте, всего – три:
Вначале – о чистоте Основы -
искони нет у
нее ни основы, ни корня;
Затем – о чистоте Пути
-
пуст мой ум, нет у него корня;
В заключение – о
чистоте Плода -
достиг исконной земли,
истощающей все.
[Теперь расскажу] о самосовершенстве, всего – три.
[Вначале] – о самосовершенстве Основы
-
бескрайне светлое Ригпа не склонно ни к сансаре, ни
к нирване
- [оно] пребывает в основе, [из которой]
вышли все [дхармы].
Затем – о самосовершенстве Пути -
во дворце
Читты мирные и гневные [божества]
вибрации пяти
естественно ясных светов
из глаз в безоблачном небе
проявили
- [так достиг] процветания в познании.
Наконец – о самосовершенстве Плода -
с
концом обучения все проявленное растворилось в
дхармате
- это великое самосовершенство внутреннего
пространства.
* * *
Вибрацию Ригпа так живым понимать
должно:
эта естественная вибрация есть гневное
Тело пяти семей,
вездесущая Мудрость
пустоты и ясности.
* * *
[Теперь расскажу] о методе, которым являет себя естество сансары и нирваны.
Из области великой чистоты возникло бескрайне светлое Ригпа – как радуга в небе.
Будда самосовершенной Основы – исконный владыка, неизменный свет, чей предел не сыскать ни в сансаре, ни в нирване – искони пробужден, от начала [пробужденность] распространяет.
Про этот порыв творчества Ригпа [так скажу].
Лишь двинулся – и уже
знает себя: изначальный Самантабхадра -
Извечно свободна
Основа.
Благодаря этому не копятся кармические следы.
В тот миг, когда движущийся узнал себя, в тот же миг – совершенный Будда, чьи благие качества [уже] изначально завершены. А раз так, то Тело и Мудрость не являются следствиями какой-нибудь будущей причины. Коли искони самосовершенен в основе, что за нужда добиваться этого усердием и трудами.
Поэтому в этот же самый миг узришь весь мандал познаваемого и никогда уже вновь не будет сансары.
* * *
Из обители Будды Основы творчество Ригпа, распространившись, непрестанно продолжает распространяться. Вследствие неведения относительно своего естества, это творчество ошибочно принимается за субъект и объект, – так возникают ``я'' и ``другое'' и все разнообразие двойственного мира.
От наличия причин и условий возникают три вида ума: грубый, тонкий и очень тонкий – и три соответствующих им мира: сначала – без образа, затем – мир образа, и, наконец, – мир страстей.
Если же какой такой мятущийся множественный ум, что хоть и не имеет основы, но проявлен в творчестве, вдруг, в движении, узнает в пустоте свое лицо – тут же освободится, и разве есть освобождение выше этого.
* * *
Что же до естества пяти светов Ригпа, то поскольку изначальное состояние разделилось на проявленность и пустоту, то сообразно с этим различают два творчества – проявленное и пустое.
Поскольку [вследствие неведения то, что является полнотой] благих качеств [изначального Будды], проявляется столь ущербным образом, то чтобы эти два вида творчества послужили условием и подспорьем к прозрению [истины], для их очищения используют два метода – тречхо и тхогей.
Тхогей – освобождает тело и вишаю в естественную вибрацию пяти светов. В этом случае говорят, что изначальное Ригпа самоосвободилось внутри пяти светов.
Тречхо – освобождает движение мысли. Если вглядеться в сущность движущегося, то [самим своим] движением движение мысли освобождает себя. Оставил все как есть, пусть естественно явленное пребывает в своей естественности. Говорят, что это изначальное Ригпа, что не имеет корня, освободилось в обители дхарматы, исчерпывающей все феномены.
* * *
Изначальное естественное состояние непреходяще и неизменно. В небе, растворившем четыре махабхути, истощившее движение мысли Ригпа саморожденной вибрацией пяти естественных светов самопроизвольно проявилось мирными, гневными и т.п.
Без всякой причины, как луна в реке, как радуга, вдруг возник дворец Акаништхи, и я сам проявился в нем как хозяин со свитой. И нет ни укрощаемого, ни укрощения.
Распространил оттуда чудодейные лучи нирманы. Пусть живые почтят их как чудеснорожденных бодхисаттв-махасаттв. Мирными и гневными нирманами, сколько бы ни было блуждающих в усмиряемом мире, пусть подходящими чудесами осуществляют их пользу.
* * *
В этом учении говорится об истине. Нет в нем ничего придуманного, все как есть. Составил же его Жармед Лонгъян – Обширное пространство недеяния (byar med klong yangs) на славной горе Чхимпу.
Благо! Благо! Благо!
Перевод с тибетского В.Е.Ушакова.