Всеведение

 

Всеведение Будды – это Его способность ответить на все вопросы, которые может Ему задать человек.

Человек ограничен неведением в возможности задать Будде абсолютный вопрос обо Всем, и задает лишь частный вопрос, в том числе и четырнадцать запретных*.

На все вопросы человека, ограниченного неведением, Будда способен дать ответ. Именно в этом смысле Будду называют Всеведущим. Вопрос же, не ограниченный неведением, может задать лишь уже не человек. Но по своей, уже нечеловеческой, природе он его и не задает. А Будда, естественно, молчит.

Описанное так Всеведение Будды не противоречит Принципу Открытого Горизонта.


* "1–4) Мир постоянен или нет? Или и то, и другое? Или ни то, ни другое?
5–8) Мир ограничен (во времени) или нет? Или и то, и другое? Или ни то, ни другое?
9–12) Существует ли Будда после смерти или нет? Или и то, и другое? Или ни то, ни другое?
13–14) Жизнь и тело (личности) одно и то же или нет?"

Упомянутые вопросы подробно рассматриваются в 19-й книге “Абхидхармакоши” (версии Сюаньцзана)

Изложено по О.О.Розенбергу. – См. “Труды по буддизму”, М., 1991 г., с. 85.

ВМ, 6.08.99