Комментарий к «Песне Ваджра»

 

В состоянии созерцания вы начинаете петь Песню Ваджра. Эта песня является чрезвычайно сжатым поучением из раздела дзогчен Упадеша. Она содержит сущность учения дзогчен. Пение Песни Ваджра не является просто молитвой или рецитацией какого-то текста, но это считается лучшим путем к интеграции вашего тела, ума и речи в состоянии созерцания.

Существует много различных практик в учении дзогчен, таких, как “Янтиг” (практика Темноты), “Тхогей” (практика Света) или “Тречхо” – практика, которая непосредственно ведет к состоянию созерцания.

Существуют различные названия для этих практик и методов, но сущностью всего является Песня Ваджра. Это ключ к пониманию. Изучать дзогчен – значит изучать Песню Ваджра. Петь ее – значит заниматься созерцанием.

“Подношение мандала” – это практика, которая широко используется в учениях сутры и тантры. В этой практике вы подносите в дар все, что имеет отношение к телу, речи и уму, включая эти три ваши сущности. Эта практика является лучшим способом для выражения вашего почитания учения и преданности ему. Самым лучшим подношением мандала и лучшей практикой в дзогчене является наша интеграция; когда вы поете Песню Ваджра, вы входите в это состояние интеграции.

Песня Ваджра также является уникальным методом для достижения прямой передачи от учителя к ученику.

Она также усиливает способность к “шести освобождениям”. Точно так же, как существуют шесть лок (миров) и шесть страстей, существует и возможность шести освобождений. Страсти представляют собой изначальную причину сансары. Если вы собираете такие причины, вы также будете иметь видение, которое называется “кармическим видением”. Если вы собираете карму, связанную с вашей энергией, вам будут представляться видения, связанные с сансарными страданиями.

Но существуют шесть состояний освобождения, представленные шестью слогами: 'а: А: Ха: Ша: Са: Ма:

Эти шесть слогов называются “шестью состояниями Самантабхадры”. Самантабхадра значит “Изначальное состояние”. Эта возможность шести освобождений связана с вашими чувствами и с контактом ваших чувств с объектами. Если вы своими глазами видите кого-либо, это часть вашей чистоты, а также часть вашего опыта. Слышание, обоняние, вкус, прикосновение и мысль есть так же, как и зрение, только часть вашего опыта. Через опыт вы можете открыть вашу настоящую природу.

Когда вы поете эту Песню Ваджра, то можете развить свою чистоту и посредством силы звука очистить негативную карму. На самом деле, пение Песни Ваджра – это одно из самых лучших очищений.

Но Песня Ваджра также имеет еще много других значений, например, значение самих слов. Слова представляют сущность учения дзогчен и написаны на языке Удияны, который немного отличается от санскрита. Для того чтобы петь Песню Ваджра, не обязательно знать значение слов. Обычно, если вы используете слова в процессе практики, то вам хочется узнать их значение. Если вы следуете значениям слов, произнося их, то работает ваше сознание. В состоянии созерцания ваш ум не задействован, вы только произносите эти слоги, координируя их с дыханием. Вы используете звук для интеграции, для вхождения в состояние созерцания – и это все. Состояние созерцания более важно, чем работа вашего ума, потому что созерцание – это истинный путь реализации.

Понимание этого является ключом для всех различных методов учения дзогчен. Если вы тщательно изучите учение дзогчен, то поймете значение Песни Ваджра. В ней представлена сущность дзогчена: разделов Семде, Лонде и Упадеша.

Другой путь изучения Песни Ваджра – понимание значений различных звуков. Все слова и слоги имеют специфическое звучание, и все они представляют энергетические точки вашего физического тела. В разделе дзогчена Упадеша существует объяснение относительно энергетических каналов и чакр и их соотношение со звуками.

Слоги, подобные Э МА КИРИ КИРИ и т.д., используемые в Песне Ваджра, соответствуют наиболее важным энергетическим точкам. Иногда вы произносите какой-то слог дольше, чем другой: первое КИРИ, например, произносится короче, чем второе КИРИ.

Энергетические точки, соответствующие коротким слогам, как, например, первому КИРИ, мужчины могут найти на правой стороне своего тела, а соответствующие более длинным – на левой стороне. Для женщин дело обстоит совершенно наоборот. (Это объяснение соотносится с тантрой, в которой говорится о “солнечном” и “лунном” началах.) Слоги, которые произносятся только один раз, в основном расположены в центре тела. Песней Ваджра задействовано 258 различных энергетических точек. Если вы знаете эти точки, вы также можете использовать их для лечения или для развития и координации вашей энергии. Если у вас есть особые проблемы со здоровьем и вы знаете звук, который управляет соответствующей точкой, то вы можете, произнося данный слог, визуализировать его буквы в соответствующем цвете.

Порядок различных слогов в Песне Ваджра имеет особое значение. Из-за того, что существует взаимосвязь между различными энергетическими точками, слог МА идет после слога Э. Связь между энергетическими точками называется “энергетическим каналом”.

Десять слогов в конце песни – САСА РИРИ ЛИЛИ ИИ МИМИ – управляют десятью наиболее важными энергетическими точками. В практике дзогчена Лонде вы должны контролировать ваши энергетические каналы для того, чтобы расширить ваш физический опыт. Если вам удастся контролировать эти энергетические каналы и соответствующие им десять точек, то вы сможете испытывать блаженство, пустоту и ясность.

Когда вы произносите определенный звук этой песни, то можете почувствовать вибрацию в вашем теле. Когда вы поете Песню Ваджра, ваши чувства и вибрация объединены в состоянии созерцания.

Песня Ваджра разъясняется также в дзогченовской тантре раздела Упадеша. В тантре указывается, что эта песня – важнейший метод для развития созерцания. Если у вас уже есть навык созерцания, то в переживании вы объединяете тело, речь и мысль. Во время пения вашу энергию и энергию вселенной вы интегрируете в этот звук и в свое присутствие.

В конце вы произносите слог РА три раза. Это означает три каи: дхармакаю, самбхогакаю и нирманакаю. Первое РА означает вашу сущность. “Дхарма” значит “существование”, “кая” значит “измерение”. Сущностью всех форм существования является состояние пустотности. Оно также называется “дхармадхату”. В этом состоянии подлинная природа каждого живого существа есть пустотность. Она является основой всего. Не существует никакой разницы между пустотностью стекла и пустотностью живого существа.

Второе РА означает вашу энергию, ваши потенциальные возможности. Если вы рассмотрите ваши мысли, то убедитесь, что они в основе своей пустотны, и это является их сущностью. Хотя вы и не можете найти здесь что-либо реально существующее, тем не менее мысли всё возникают и возникают. Этот процесс является частью вашей ясности, вашей энергии, ваших потенциальных возможностей. Понимание этих возможностей и есть самбхогакая в самом реальном смысле.

Третье РА означает нирманакаю, конкретный, материальный уровень (вашего бытия). Занятие созерцанием отнюдь не означает, что весь окружающий мир исчезает. Вы можете видеть, слышать, обонять и т.д. Эта работа ваших чувств и есть нирманакая.

После того как вы произнесете последнее РА, попытайтесь продолжать ваше созерцание и сохранять интеграцию в состоянии нирманакаи.

Это значит, что вы принимаете все, что слышите, видите, обоняете и осязаете, частью вашей ясности или украшением вашего состояния. Если вы находитесь в состоянии созерцания, то, значит, обладаете природой зеркала. Таким образом, не существует никаких проблем с отражениями, “вы не рассуждаете: это хорошо, это плохо”.

Такие проблемы возникают, если вы пренебрегаете своей собственной природой.

 

Комментарий основан на записях устных поучений Намхая Норбу.
Составлен и издан Оливером Ф.Лейком.
Переведен Дм.Поповцевым из "Dzogchеn nieuwsbrief Nederland", 1989 г., № 9, с.34.