(РАСПОЛОЖЕНИЕ-ЗАПИСЬ, ВРАЩЕНИЕ, ВОЛНА)
Простое комбинирование легко обнаруживает, что есть “запрещенные” сочетания перечисленных свойств мантры. Мантра не должна вращаться в “обратную сторону” , не должна пятиться — начало мантры, например, слог ОМ должен всегда двигаться в сторону, противоположную ее записи. (Но есть редчайшие исключения, вызванные причинами ритуального характера, когда мантра вращается и записана так, что прочитывание ее происходит в обратном порядке — от последнего слога к первому.)
Учтя подобный “запрет” , обнаруживается шесть разрешенных сочетаний расположения, записи и вращения мантры.
При этом надо учесть, что:
Если волна (тело) втягивается в центр — это признак бодхисаттвы-царя. Бодхисаттва-царь (Манджушри), отдавая свою речь как жертву-нектар существам тонких форм мира самбхогакаи, стяжает совершенство тончайшего тела на благо усмиряемых. Первым покидает сансару.
Если волна (тело) исходит наружу — это признак бодхисаттвы-пастуха. Бодхисаттва-пастух (Авалокитешвара), отдавая свое тело как жертву-нектар существам грубых форм, сферы деятельности нирманакаи, стяжает совершенную Проповедь перед лицом спасаемых. Последним покидает сансару.
Если волны нет — это свидетельство возможности квантового, скачкообразного изменения состояния — это признак бодхисаттвы-лодочника. Бодхисаттва-лодочник (Ваджрапани) хранит и тело, и речь (тайные проповеди Будды), сопровождая совершенствующегося и спонтанно одаривая его знанием, хранящимся до востребования.
Схема соотношения “тела, речи и мысли” для записи мантры Авалокитешвары (бодхисаттва-пастух, мантра входит в центр, волна — наружу, правое — мужское вращение). |
Вообще же подобные структуры запечатлены, как знаки на теле человека — ноздри, ушные раковины, строение ладоней, поверхность стоп и т.п., отражая на внешнем, в буквальном смысле поверхностном уровне, тайну происхождения и строения живого.
В.М.