ТРИКАЯ МАНТРЫ

(РАСПОЛОЖЕНИЕ-ЗАПИСЬ, ВРАЩЕНИЕ, ВОЛНА)

 

  1. Три способа расположения мантры
    1. Мантра расположена по спирали, выходящей из центра (сердца) в правом вращении.
    2. Мантра расположена по спирали, выходящей из центра в левом вращении.
    3. Мантра расположена концентрически.

  2. Два способа записи мантры
    1. Мантра записана в правом вращении (по солнцу, по часовой стрелке).
    2. Мантра записана в левом вращении.

  3. Два способа вращения мантры
    1. Мантра вращается вправо;
    2. Мантра вращается влево.

Простое комбинирование легко обнаруживает, что есть “запрещенные” сочетания перечисленных свойств мантры. Мантра не должна вращаться в “обратную сторону” , не должна пятиться — начало мантры, например, слог ОМ должен всегда двигаться в сторону, противоположную ее записи. (Но есть редчайшие исключения, вызванные причинами ритуального характера, когда мантра вращается и записана так, что прочитывание ее происходит в обратном порядке — от последнего слога к первому.)

Учтя подобный “запрет” , обнаруживается шесть разрешенных сочетаний расположения, записи и вращения мантры.

При этом надо учесть, что:

  1. мантра вращается МЫСЛЬЮ;
  2. запись мантры и ее расположениe — это РЕЧЬ;
  3. “бегущая волна”, видимая при вращении диска с мантрой (наружу или внутрь), — ТЕЛО.

Если волна (тело) втягивается в центр — это признак бодхисаттвы-царя. Бодхисаттва-царь (Манджушри), отдавая свою речь как жертву-нектар существам тонких форм мира самбхогакаи, стяжает совершенство тончайшего тела на благо усмиряемых. Первым покидает сансару.

Если волна (тело) исходит наружу — это признак бодхисаттвы-пастуха. Бодхисаттва-пастух (Авалокитешвара), отдавая свое тело как жертву-нектар существам грубых форм, сферы деятельности нирманакаи, стяжает совершенную Проповедь перед лицом спасаемых. Последним покидает сансару.

Если волны нет — это свидетельство возможности квантового, скачкообразного изменения состояния — это признак бодхисаттвы-лодочника. Бодхисаттва-лодочник (Ваджрапани) хранит и тело, и речь (тайные проповеди Будды), сопровождая совершенствующегося и спонтанно одаривая его знанием, хранящимся до востребования.

ом мани падме хум   Авалокитешвара
 
Схема мантры Авалокитешвары

Схема соотношения “тела, речи и мысли” для записи мантры Авалокитешвары (бодхисаттва-пастух, мантра входит в центр, волна — наружу, правое — мужское вращение).
 

* * *

Вообще же подобные структуры запечатлены, как знаки на теле человека — ноздри, ушные раковины, строение ладоней, поверхность стоп и т.п., отражая на внешнем, в буквальном смысле поверхностном уровне, тайну происхождения и строения живого.

В.М.