Из намтара Вайрочаны

Объяснение самого важного Буддхагуптой

 

Итак, Буддхагупта — монах, искушенный во всех областях знания, и особенно в знании тайных заклинаний махайоги, искал самое важное — нетрудное содержание сердца. Он просил Девараджу о знании сердца, В совершенстве одаряя его, (Девараджа) сказал о самом важном.

Мысль не составить и не разделить — это великое постоянство,
В мысли рождается знание — это царица знания.
Мысль не имеет границы — это царица нектара.
Мысль без сосредоточения — это великий круг.

И так Буддхагупта принял эту мысль в сердце и сказал о своем прозрении.

Я — Буддхагупта.
Моя мысль извечна в великом блаженстве,
Что таится у всех, не познавших великую тайну.
Когда без труда я познал пробуждение, я созерцал.
Забыв созерцание и не-созерцание, я пробуждал.

Тогда Шрисинхапрапта, сын царя Лусра и царицы Нанки, занимался у пятисот пандитов. Великий монах, искушенный в пяти областях знания, он почитал за самое важное созерцание сердца. Просил Буддхагупту о знании сердца. В совершенстве одаряя его, [Буддхагупта] сказал о самом важном.

Неочевидное движение мысли
Всегда присутствует в очевидных вещах.
Неизменное прояснение мысли —
Пробуждение, и не иначе!

 


 

Комментарий Намхая Норбу

Девараджа. В книге учителя по имени Юнтон Доржебал сказано Девараджа, в лхасском издании “Изображения Вайрочаны” напечатано Дайвараджа, а в “Методе разъяснения упадеши” уточняется — наставник богов Махара. Как бы то ни было, все согласны, что это учитель Буддхагупты.

Великое постоянство. Так называется запредельный вечности и не-вечности беспрепятственный универсальный механизм. Нет смысла рассуждать о постоянстве вечном и конечном. На самом деле постоянство извечно по отношению к неделимой и несоставленной сущности природных качеств и не знающей конца мудрости; постоянно работающий механизм этой сущности и называется Великим Совершенством.

Царица знания. На челе мысли могут отразиться блаженство, ясность, безразличие и любые другие характерные черты ее, но в средоточии знания все они неразлучны и не существуют порознь. Поскольку эти характерные черты никак не влияют на знание, не существует вещей непознаваемых или же несовершенных. Эту универсальную закономерность знания называют царицей.

Царица нектара. “Нектар, кровь Мары” — символ полностью безгрешного совершенного счастья. В присутствии знания естество исполнено счастьем мира и спасения, всевозможных достоинств мудрости. Любое несовершенство становится невозможным. Именно поэтому лучше сказать царица.

Великий круг — жинхор. Жин означает центр или серединуКак только в центре рождается явление, сразу же появляется окружающая его граница — хор. Таков порядок явлений. Жинхор — символ полного и окончательного совершенства всевозможных явлений. Здесь, в средоточии великой мудрости, в присутствии обнаруживающего себя знания, в явлениях исчезают граница и центр. Здесь они полностью совершенны, как солнце и солнечные лучи или как радуга и хрусталь.

Эта великая сфератигле — без углов и зазубрин деяний и имен иначе называется великий круг — жинхор.

Другими словами, надобно постичь круг, естественно исполненный Великого Совершенства, — свободный от признаков, святой круг, сущность которого извечно чиста, природа совершенна, а сострадание безудержно.

Пять областей знания. Известны пять больших и пять малых областей знания. Пять больших составляют знание живописи и ремесла, знание медицины, грамматики, знание логики и философии. Пять малых — знание астрологии, поэзии, знание стихосложения, семантики, знание пения и танцев.

Всегда присутствующее в очевидных вещах. Здесь имеется в виду особенное осознание единственной истины, исполненной совершенства природы. Универсальное правило движения мысли не зависит от явлений. Это движение похоже на чистую поверхность зеркала. Творческая энергия зеркальной поверхности неудержима. Ее проявления — всевозможные отражения в зеркале. Отражения — не что иное, как само зеркало, также и все очевидные явления — не что иное, как движение мысли. Присутствием здесь называют появление любых очевидных вещей с неудержимой и естественной творческой энергией, прояснение и знание их естества; появление здесь то же, что и познание.

Другими словами, когда в своем роде беспрепятственно появляются всевозможные вещи, появления их равновеликие в четырех временах, не отличимы от прояснения и знания. “Очевидные вещи — украшения знания”, — так утверждается в “Разделе мысли” учения о совершенстве, и это действительно так.

Перевел с тибетского А.Матвеев