Чакра лучей и радуг

 

Чакра лучей и радуг

 

Символ, по определению Платона, есть посредник между относительным и абсолютным.

Символика Чакры лучей и радуг дана в традиции Ньинтиг, входящей в раздел Упадеши учения атийоги. Именно к этой традиции принадлежит сборник текстов Лонченпы «Забмо Янтиг». В этом сборнике находится «Карнатантра…», перевод котрой в 1972 успел завершить до ареста Б.Д.Дандарон. Согласно «Карнатантре» трактуются некоторые элементы Чакры лучей и радуг.

Тибетские художники сравнивают плоскость танки с зеркалом. Обычно сияние вокруг Тела в самбхогакае имеет вид вытянутого по вертикали овала; так видят продвинутые практики. Это физический тип сияния. Но есть и символический. Сияние сравнивается с радужкой глаза Адибудды, в зрачке которой йогин видит себя в своей истинной природе, например в виде Ваджрасаттвы. Это один из эффективных способов созерцания. Здесь нет необходимости смотреть на отражение танки в зеркале.

Два типа радуги символизируют: внутренняя – порядок выхода махабхут (осадочных или грубых в четверной трактовке махабхут Лонченпой) согласно ритуалу Сокшод (ганапуджа) в той его части, где готовится амрита, а внешняя – так называемые прозрачные махабхуты (небесные).

Два типа лучей соответствуют двум деяниям (don gnyis byed): для себя и для других (rang gi don dang gzhang gi don). Описание двух видов лучей Нирманакаи дано согласно работе Лонченпы «Карнатантра …» (sNyan-brgyud-kyi rgyab-chos-chen-mo zab-don gnad-kyi me-long zhes-bya-ba). Лучи Нирманы внутрь, «лучевой крючок» (постоянный термин садхан) согласно Лонченпе есть символ периода созревания («для себя») Нирманы (8–16 символических лет, Нирмана родился сразу восьмилетним из межлепесткового пространства – дхармодайя – лотоса):

С этого времени в течение восьми лет вращал Колесо Пяти мудростей внутрь в центральном древе интуиции. Этим самым, освободив себя через познание, спасся от размышления...

Лучи Нирманы наружу (16-24) соответствуют периоду Проповеди и возможности восприятия Нирманы продвинутыми йогинами. Последний период есть благоприятное время вхождения в Тантру. Все другие случаи менее гармоничны.