Бесконечен прекрасный полет над Землей: вот она – чудесная жемчужина с голубовато-зеленым отливом – божественная чаша жизни. Как долго я искал ее в туманах бездонных скитаний. Она покрыта восхитительной амальгамой живого. О, это первое наивное восхищение! Ближе, ближе, и проступает реальность – этот жемчуг Вселенной привлек уже многих, они уже здесь и лик Земли – это картина нескончаемой борьбы растений, насекомых, животных, минералов, воды, людских рас. Кто же истинный хозяин сего прекрасного дома?
“Я здесь живу”, – говорит один. “Я – странник” – отвечает другой. Третий вообще не думает об этом. Религии мира – религии Земли – детские игры человечества. Мировые порядки, борьба за власть – какое юношеское безумие. Крест и мандал, кристалл и сфера, бесконечно приближаясь друг к другу, когда же вы найдете способ немучительного взаимоперехода?
О, божественный дом духа, пристанище странников! Твоя сверкающая сфера под лучами солнца ждет уставшего путника. Внутри тебя, в надежных полостях дома оформилась жизнь, сознанием стяжав тело.
Сверкая и переливаясь избывается жизнь, распадаясь и созидаясь вновь.
“Отдай радость, возьми блаженство!” – нескончаемо передается зов самоотраженного.
“Блаженство телу, радость уму!” – слышится среди холмов, в травах, цветах и деревьях.
Радость – радуга окоема, веселие Земли, улыбка Природы, признак мудрой гармонии смотрящего и показывающей.
“Не отделяйся! – молит Природа, – погибнем все: и мы, и ты”.
Радость моя – ум мой ответствует: “Этот мир вокруг – всех тех, кто не совсем живой, надо в радость взять, в бесконечный Путь”. Это единственное и всеобщее Спасение! Это просто, как рай, как эдем.
* * *
Зеркало дзогчена мерцает в сердце. Тибетское рца (корень, энергетический канал) и древнерусское рцы (скажи) – как схожи, они и в зерцале, и в созерцании, и в сердце. Тайны языков.
Но тайна дзогчена – тайна ли, или медицинский рецепт, как и Дхарма Великого Будды. Высшая потребность Духа – горний полет сознания, но все же потребность, а значит, и самоприсущность естеству (дзогченовской Основе), которое, будучи сокрыто в самых глубинах живого (мертвого же и вовсе нет), мерцает на “дне” бытия, постоянно готовое к жизни через проявленность. Ибо чуть двинулось – и забилось сердце жизни, затеплилось сознание, распускающееся через речь (рцы) – модулированную энергию безличного, неизбывного Сострадания.
Последователей своих, сверкающее в тишине почти непроявленное, пугающее безразличием и чуждостью отстраненности от привычного, затаившееся Великое Присутствие, чем удивишь – спонтанностью ли или непредсказуемой внезапностью безостановочно преображаемых форм? Ведь у тебя нет русского имени, кроме такого аскетического и скучного слова как присутствие – то, что при сути, странного свидетельства, что ты просто есть, что ты истинное и действительное, могущее и основательное.
Могущее – значит уже действующее, уже бытующее – высшее выражение антропного принципа. Мочь – значит быть, но мочь еще не значит знать. И здесь уместно сказать о второй ветви дзогченов-ского Присутствия, ибо еще называют его по-тибетски ригпа (rig pa), или видья на санскрите, что эквивалентно русскому знание, то есть тому, к чему еще надо пробиться; оно как бы есть, но не совсем доступно. Оба слова – присутствие и знание легко объединяются в присутствие знания, хотя бы и с минимальным, но ослепительным содержанием: "Я есмь!" Это голое, зеркальное, но без образов в нем в постоянно ускользающее чувство бытия давно названо знакомым словом сознание. Его составляющие – присутствие и знание – два семантически разные термины, но их не оторвать друг от друга. Ибо если речь идет о знании, значит оно есть, а любое есть всегда информативно – это своеобразная матрица бытия, татхагатагарбха – “утроба” Татхагаты, "Matrix of mistery" Герберта Гюнтера, способная чудесным образом самооживляться.
* * *
Но происходит ли это самооживление действительно “само”, либо в этом повинны Совершенные, актом Прозрения порождающие новые миры. Именно “миры”, а не “мир”, ибо не ведут все Пути к Одной Вершине, и последующая реальность у каждого своя. Легко предположить, что если Новое возникает через Прозрение, то Будда попадает в положение Творца. Но это не так, ибо нет у него Я, и Он – не личность, и миры возникают самозарожденно, без участия сознательной и творящей воли.
Общее для всех – особая, сингулярная точка (дхармакая), точка разрыва цепи причин и следствий, за ней “Порядок из хаоса” – “Новый Порядок” с новыми начальными условиями. Их возникновение есть следствие каждого единичного Прозрения, и завершение Пути – не конец, а Великое начало и высшее жертвоприношение, ибо тело Будды – безличная конкретность бодхичитты – это тело нового мира, распахнутая просветленность, как буквально переводится тибетское sangs-rgyas – эквивалент санскритского "Buddha".
В распахнутой просветленности – этой динамической формуле бытия, угадывается принцип вселенской голограммы или мандалы – точка-круг (тиб. dkyil-'khor, кьилхор, где кьил – точка, хор – круг). Нет просветленности без распахнутости, нет круга без центра-точки, бытие и есть мандала, и распахнутость – не волевой акт, но динамика бодхичитты, как естественный и неизбывный процесс.
“Точечное”, индивидуализированное, то есть замкнутое, без распахнутости и бодхичитты бытие, есть бытие ущербное, ибо зиждется на иллюзии, полагающей реальным независимое существование личности. Здесь – источник неведения и страдания разделенности, именно в этой гордой скорлупе ратны – твердой (инерционной, “земляной”) оболочки любого семени жизни.
Сознание вокруг себя всегда моделирует пространство или через нахождение готовой неоднородности от лунного риголитового шарика до удобной земной пещеры, или само создает эту неоднородность – от убогого шалаша до великолепного дворца. А затем страстно стремится выйти из замкнутости. Задача не так уж сложна – нужны двери и окна, сложнее с нахождением метода выхода наружу, к Белому Свету, чтобы в конце концов суметь воскликнуть:
“Вселенная есть целое!”, и значит стать Множеством. И снова – Новый Порядок и неизведанное цветение жизни.
ВМ, 1992 г.