Акаша

 

Акаша вечна и вещна. Вечна, ибо небытия нет. Вещна, ибо она – объект ума и сам ум вместе.

Когда сияющий ум преодолевает предельность представимого, он неотвратимо задается вопросом — а что там дальше, придавая этому дальше достоинство реальности. Эта реальность, бесформная и безграничная, за гранью представимого есть акаша.

В ряду органов чувств ум – шестой. Все шесть есть разновидности осязания, непосредственного касательного контакта, утоньшение и усиление его дальнодействия. Уже обоняем мы на расстоянии, слышим еще дальше, видим свет далеких звезд, помыслить же можем всё, что пожелаем — Весь необъятный Мир. Ум – наитончайший и самый дальнодействующий вид осязания.

Акаша, или беспрепятственность природы ума, есть выражение его всепроникающей свободы и телесности, поистине акаша есть тело ума и его объект. Ум самоосязает себя через акашу. Ум, осязание и акаша одноприродны, более того, это одно целое, составляющее сплошную среду.

Всем телом думает человек; путается же он чакрой мозга, отделяет себя от других пупочной чакрой, считает чакрой горла, копирует чакрой тайного места и гневается на беспредельность своей собственной природы и беспредельно же сострадает сердечной чакрой, истинным умосредоточием, таинственным лонгом ньингмапы.

Акаша, вечная, всеохватывающая положительная субстанция, и ум не знают о себе. Только сознание, замкнутая неоднородность пространства, сияющая сфера со свойством зеркальности, пробуждает несуществующее к бытию. И оживает акаша и понимается бесподобным механизмом ума, украшенным совершенным методом Нетройственности ясности, шуньяты и сознания.

В виде многоцветного пояса шойжунгов и в виде ослепительной сферы их множества как пространственный фантом присутствует сознание и в тантрийском мандале, и в Нетройственности. Нет сознания снаружи — Бога нет. Нет сознания внутри — души нет. Сознание между — оно пространственно, сознание есть!

Ум не есть субъект, но лишь орган чувств, только сознание придает бытию субъектность. Нет смысла говорить ни о Ясном Свете, ни о шуньяте, ни об их недвойственности, ни о сознании по отдельности. Все три вместерождены и существуют неслиянно–нераздельно. Таков принцип Нетройственности. Не существует пустых, без Наблюдателя, Вселенных.

Не замкнут на себе механизм Нетройственности. Погружаясь в размытость двух горизонтов, в манящее пятно неведения, обнаруживает он воистину длящуюся, неволнующуюся акашу как вечно ускользающий ум – и природа его проясняется. Обнаруженный ум действует, узнаёт свою акашевую сущность, свою ясносветную природу и поистине становится Исполнителем всех желаний — Волшебным Чинтамани.

Появляются признаки периода Плода: акаша, впадая в метрику, обнаруживается не как постоянно ускользающая пустая запредельность и даже не как расстояния и протяженности, а как вещь, как предмет – наполняется бодхичиттовый Сад Проявленности. Это и есть самоосязание ума, факт самообнаружения своей природы. В этом Плод Нетройственности.

Не надо путать Ум–как–таковой Падмасамбхавы и Лонченпы с умом как шестым органом чувств. Там – это синоним сознания. Здесь же можно говорить об уме–как–таковом только в аспекте самообнаружения его в виде акаши, в этом своеобразном самоузнавании.

Проникающая свобода ума, его безграничная открытость, придает нетройственной триаде — амрита, акаша, ум – смысл тождественности, превращая Мудрость Нетройственности ясности, шуньяты и сознания в один из ее плодов, в Мудрость тождества амриты, акаши и ума.

Все это ничем не кончается, потому что не кончается никогда, хотя по дороге и попадаются цветы наподобие Тела Света. После обнаружения Присутствия — чистого факта осознания себя Ваджрасаттвой, естественно приходит обнаружение акаши, как первого знака того, что Ум–как–таковой, блистающее сознание, узнал свое собственное лицо, а ум–как–чувство выявился своей естественной сущностью – безграничной и всегда длящейся акашей.

* * *

Мы возвращаемся.

Самообнаружение акаши – знак опережающего Присутствия.

С двух сторон “сжата” сфера сияющей Проявленности, неизбежно украшенная вместерожденно возникшим Великим Тигле жизни.

Неослабное внимание на акашу, постоянное созерцательное удержание двух горизонтов – и сильнее сияет в сансаре ослепительная сфера шойжунгов. Такое созерцание удерживает Мир, возбуждая Волну субъективной свободы, или истинной несвободы бодхичитты. При этом ригпа достаточно самовозбуждено, Ваджрасаттва явно пребывает в сердце созерцающих.

Два горизонта – поводья Всадника. Держит он их натянутыми во благо живых, натягивает сильнее – и живые, как сонм нирманакай, осеняют внезапно Мир. Их сверкающее множество, как тело одного Самосоздающего себя Ваджрасаттвы, огневым сиянием выжигает мар и их Владыку. Незрелый и ленивый Мир преображается, пробужденный пронизывающим Светом Бодхичитты.

Таково бесцентровое и несубъектное удержание Мира Удивительным Нетройственным Ваджрасаттвой, вооруженным Знанием двух акаш и единого лонга – всепобеждающим трезубцем Акашагарбхи.

ВМ