Сультим Лодой

Тридцать тайных наставлений

из драгоценного ларца секретов Упадеши,
особо тайной проповеди.

 

С пронизанного Мудростью неба
Дхармового пространства,
Из великого облака молитв
Ниспадает поток нектара –
Лучи сострадательной опеки.

Лелеющий всходы трех тел,
Проросшие на ниве усмиряемых,
Совершенство Трех Прибежищ –
О Учитель-защитник,
К ногам Твоим почтительно склоняюсь.

* * *

Хоть силой молений и приобщился
К святой йогической традиции,
Но коли сам не приложишь усердия,
Тенью промелькнет бесполезная жизнь.
Йогической практикой и размышлением
Прозревший в себе помраченье и прочее,
Ум свой отвратить от сансары желающий,
Тридцать тайных наставлений тебе поведаю.

* * *

Э ХО!

Хоть вокруг себя так или иначе
Собрал ты людей множество
И живешь в монастырских землях
Средь благоприятного окружения,
Но это – лишь основа для склок,
Лишь причина привязанностей,
Пребывай же в уединении –
Вот тайное наставление.

Хоть раздаешь ты милостыню,
Находясь средь людей добродетельных,
Что укрощают вампиров
И демонов, жрущих падаль,
Но, вожделея богатств,
Лишь марой ума своего влеком.
Мысль свою укроти –
Вот тайное наставление.

Большие подати с бедных собрав,
Возводишь огромные ступы,
Угощения устраиваешь роскошные,
Чтоб послужило опорой благу.
Но этим лишь создаешь причину
Для накопления новых грехов.
Собственный ум и есть благо –
Вот тайное наставление.

Чтобы потешить тщеславие,
Дхарму другим проповедуешь,
В лживости и лицемерии
Святое поправ, сансару поддерживая.
Самовлюбленная мысль –
Причина рождения гордости.
Ты поумерь притязания –
Вот тайное наставление.

Хоть и подносишь богатства,
Да добыты-то неправедно:
Ростом, обманом, торговлею.
Хоть и «благи» устремления,
Служат они причиною
Восьми мирских дхарм. Отвращение
К ним созерцай глубокое –
Вот тайное наставление.

Свидетельства и поручительства,
Решенья суда и прочее –
Хоть ты и мнишь, что спорщиков
Они ведут к примирению,
Но служат они причиною
Гнева и упования.
Пусть не будет надежды и страха –
Вот тайное наставление.

Пускай весь Джамбу наполнится
Молвою самою лестною:
«Радеет о благе подданных...
Известен благими заслугами...»
Что толку с молвы – ни толики –
Когда твоя смерть приблизится.
Усердствуй же в практике –
Вот мое тайное наставление.

Управляющий и послушники,
Настоятель, иные прочие –
Хоть основа они управления
Монастырской жизнью размеренной,
Только служат причиной выплаты
Тяжкой подати мысли двойственной.
Сократи мирские заботы –
Вот тайное наставление.

Изображения, книги, жертвенник –
Необходимое взяв, удалился
В ритод. Но разлуки и встречи –
Причина страданий, и распри
С опорой на них возникают.
От такого «необходимого»
Не будь же зависим –
Вот мое тайное наставление.

В этот тяжелый век,
Калиюги время недоброе,
Укоряешь людей за жесткость,
Пусть желая им только блага.
Но служит это причиною
Для рождения клеш, так что речь твоя
Пусть будет спокойной и мирною –
Вот тайное наставление.

Желая помочь, не преследуя
Какой бы то ни было корысти,
Говоришь человеку близкому
Обо всех его недостатках.
И хоть говоришь ты искренне,
Но ввергаешь сердце в мучения.
Ты говори приятное –
Вот тайное наставление.

Отстоять чтоб свою позицию,
Опровергнуть чужое мнение,
Тщательно суть исследуешь,
Дни проводя в размышлениях,
Об Учении дискутируя.
Но только клеши от этого.
Ты сохраняй молчание –
Вот тайное наставление.

К каржуд ли себя причисляешь,
К другой ли какой преемственности,
Крепко держась традиции,
Духовным лицам прислуживая.
Но это причина принизить
Другого, себя восхваляя,
Для страсти и гнева.
Оставь все –
Вот тайное наставление.

Над сутью Учения услышанного
Размышляя, считаешь за мудрость
Знание недостатков
Различных чужих систем.
Но это служит причиною,
Чтоб скверна опять накапливалась.
Заботься о чистом виденье –
Вот тайное наставление.

Болтовней беспечною, праздною,
Оскорбляя и Плод, и Причину,
Хоть и думаешь, что без усилий
Завершил обученье, но все же
Несчастливою будет практика
Отвергнувшего два собрания.
Созерцай вхождение парное –
Вот тайное наставление.

Выполняя практики тела,
В третьей чакре тигле собирая,
Хоть и думаешь ты, что это
Все идет на пользу пути,
Но путь скверны тебя в соблазн
«Созерцаньем Великим» ввергает.
Следуй путем свободы –
Вот тайное наставление.

Бродя средь толпы с предметами
Для церемонии нужными,
Хоть и даешь посвящения
Разным несчастным, но это ведь
Только основа злословия,
Причина обет нарушить.
Благосклонность храни с достоинством –
Вот тайное наставление.

В чем мать на свет родила,
По людным местам слоняясь,
Бесстыдное поведение
И наглость считаешь за йогу.
Но это причина того,
Чтоб неверье в мирянах возникло.
Контролируй свои поступки –
Вот тайное наставление.

Желая в этой стране
Быть самым лучшим из лучших,
Даже если добьешься знатности,
Большого ума, добродетели,
Но, когда высоко забрался,
Будет случай – на землю свалишься.
Вверх не рвись, но и не расслабляйся –
Вот тайное наставление.

В городе, в монастыре,
В ритоде, в ином ли месте –
Где б жить ни пришлось, но дружбы
Не доискивайся особо.
С кем ни сведет судьба,
Не привязывайся, не ссорься.
Держи себя независимо –
Вот тайное наставление.

Хотя мужчина и женщина,
Вместе живущие верующие,
И притворяются, что
Они уважают друг друга,
Обманывая другого,
Себе только вяжешь путы.
Созерцай «подобие трупу» –
Вот тайное наставление.

Много есть видов гадания,
Много других премудростей,
Много причин и способов,
Чтобы достичь всезнания;
Только вот страсти разные
Дхьяну разрушат запросто.
Брось гоняться за знаньями –
Вот тайное наставление.

Хоть оставил родимый дом
И хоть, с родственниками расставшись,
В месте уединенном
Обрел ты покой и счастье,
Но это причина, чтоб жизнь
Промелькнула без всякой пользы.
Дел суету оставь –
Вот тайное наставление.

Хоть старания прилагаешь,
Чтобы стать ученым и праведным,
В добродетели к совершенству
(По оценке чужой, пристрастной)
Хоть стремишься, но это только
Причина свой ум запутать.
Познай беспристрастность свободы –
Вот тайное наставление.

Гневными ритуалами
Дхьяну оберегая,
Хоть и мнишь, что смиряешь тех,
Кого должно вести к смирению,-
Другому сжег ум, а себя
К незавидной направил участи.
Держи себя скромно, сдержанно –
Вот тайное наставление.

Проповеди и наставления
Тщательно законспектировав,
Глубокомысленных книг
Хоть и составил множество,
В смертный твой час от книг
Что толку, коль не было практики.
В ум лучше всмотрись –
Вот тайное наставление.

Можно исследовать опыт
Периода созерцания
И, приведя в систему,
Стройный трактат составить.
Много есть видов творчества,
Да только растут сомнения.
Брось понапрасну умствовать –
Вот тайное наставление.

Если мысль возникла, то важно
Наблюдать за ней неприкрыто;
Если принял решенье –
Важно его держаться;
Если не созерцаешь –
Важно войти в созерцанье.
Внимательность сохраняй –
Вот тайное наставление.

И когда познал, как причина
Из шуньи плодом обернулась,
И когда познал недеяние –
Верен будь трем обетам,
Будь полезен живым существам
Непридуманным состраданием.
Два собрания нераздельны –
Вот тайное наставление.

Хоть и внимаешь глубокой проповеди,
Устным наставлениям Мудрого Учителя,
Хоть и смог сколь-нибудь глубоко проникнуть
В смысл сокровенных сутр и тантр,
Но какое несчастье – не практиковать
В соответствии с понятным
И самого себя обманывать.

Вот тридцать тайных наставлений
В моих и сходных с моими методах.

* * *

Правдой моей мысли
И благом от составления этого сочинения
Все живые, из тюрьмы сансары высвободившись,
В великом блаженстве да пребудут.
Реализовав по примеру Победоносцев трех времен
И их сынов, великих подвижников,
Пусть станут сами себе господа.

* * *

Этот текст, что зовется «Тридцать тайных наставлений»,
был вдруг написан Сультимом Лодоем без всяких на то причин.

Благо!

Перевели с тибетского В.М.Монтлевич и В.Е.Ушаков