Глава II. Порождение абсолютной и относительной[1] Бодхичитты в мудрости равенства[2]

 

И вошел Бхагаван, Деятель, Ваджраманас, Самантабхадра ваджром метода в Царицу, Дело, Дхармадхату, Самантабхадри[3]. И познал Ее. И в нераздельности единой природы Своей и всех Татхагат десяти направлений и четырех времен Татхагата Татхагатам такое поведал[4]:

 

Э МА ХО! Ваджрные скандхи

Знайте как пять Совершенных Будд.

Многообразие аятан и дхату –

Как мандалы Бодхисаттв.

 

Земля и вода – Буддалочана и Мамаки,

Огонь и воздух – Пандаравасини и Самаятара,

Пространство – Мать Акашадхатушвари:

Три мира изначально пробуждены!

 

Во всем существующем и происходящем в этих мирах

Нет ничего непробужденного.

И ничего кроме пробужденного

Пробужденный нигде не обнаружит.

 

Сказал, и возрадовались тому Татхагаты.

 

Тогда Царица, Дело, Дхармадхату, Самантабхадри став недвойственной с Бхагаваном, Деятелем, Ваджраманасом, Самантабхадрой, такое поведала[5]:

 

                Великая тысяча трех тысяч миров[6] изначально пуста[7].

                Три аспекта существования – чистое обитание[8].

                Пять нечистот сами собой состояния блаженства[9].

                Пять скандх[10] сами собой Совершенный Будда.

 

                Вот наивысшая суть всего!

                Ни в чем другом Победоносный не сыщет Дхармы,

                И, даже если Победоносный станет специально искать

                Дхармы, иной, чем эта, ничего не найдет.

 

Сказала, и все Татхагаты узрели себя как изначально пробужденных.

 

Тогда Великий недвойственный[11] Бог[12] о раскрытии в мудрости изначальной Бодхичитты поведал:

 

                Э-МА-ХО! Вот Тайна всех совершенных Будд!

                Весь фокус заключается в том, что

                В нерожденном все рождается,

                В самом своем рождении оставаясь нерожденным[13]!

 

                Э-МА-ХО! Вот Тайна всех совершенных Будд!

                Весь фокус заключается в том, что

                В беспредельном все имеет свой предел,

                В самой своей предельности оставаясь беспредельным[14]!

 

                Э-МА-ХО! Вот Тайна всех совершенных Будд!

                Весь фокус заключается в том, что

                В сплошном все имеет свою метрику,

                В самой своей метрике оставаясь сплошным[15]!

 

                Э-МА-ХО! Вот Тайна всех совершенных Будд!

                Весь фокус заключается в том, что

                В непредставимом все представимо,

                В самой своей представленности оставаясь непредставимым[16]!

 

                Э-МА-ХО! Вот Тайна всех совершенных Будд!

                Весь фокус заключается в том, что

                В неизменном все находит свое изменение,

                В самом своем изменении оставаясь неизменным[17]!

 

Сказал, и все собрание Татхагат и с ними Цариц, охватил восторг.

 

Тогда все Татхагаты со всем собранием Цариц сказали[18]:

 

Э МА ХО! Увы, изначально от всех это сокрыто,

В Разнообразных проявлениях собственной природы это сокрыто,

Исключительно в сути своей это сокрыто

И нигде более этого нет – полностью это от всех сокрыто!

 

Все Татхагаты и все дхармы нераздельны, поскольку обладают одной и той же чертой: в самой сути своей они изначально пробуждены. И все же из неведения мыслей живых существ созревают безграничные области пяти родов живущих. И в тот же момент рождается высшая мудрость Будд – Великое Сострадание. Узрев это, Татхагаты сказали:

 

Э-МА-ХО! Отклонясь от Сердца Сугаты[19],

Поток собственных мыслей воплощается силою кармы[20].

Всевозможные тела, окружение,

Места обитания, страдания и другое,

Начинают считать отдельным[21] и принимают за «я» и «моё».

 

Но никто никого никогда не заковывал, нет оков

И кого заковывают[22], тоже нет!

Принимать же случайные мысли за «я»,

Все равно, что вязать узлы в небе!

 

А все размножествление есть Проповедь Татхагаты

Во славу Дхармы изначально самосовершенного Будды,

Дхармы, не знающей ни закабаления, ни освобождения.

 

Так Татхагаты сами себе сказали.



[1] Здесь абсолютная Бодхичитта – пробуждение, относительная – сострадание.

[2] Лонченпа. «Mun-sel skor-gsum / sPyi-don yid-kyi mun-sel», с. 111: «Порождение абсолютной Бодхичитты (нирвана, чистота без какого-либо развития)  и относительной Бодхичитты (сансары) в мудрости равности благодаря изначальной пробужденности. Здесь проповеданы способ существования нераздельности и осуществление развития сострадания, самовозникшего ради непонимающих живых существ из чистого пространства (dbyings).» (Здесь и далее полужирным курсивом выделены слова самой тантры).

[3] Он как Бхагаван входит в Царицу; как Деятель входит в дело; как Ваджраманас (rdo-rje yid) в Дхармадхату как Самантабхадра в Самантабхадри. Манас здесь – индрия виджняны. Его вишая – 64 дхармы называемые "дхармадхату". Описан процесс вхождения в недвойственность со стороны метода: как деятель в дело, как ум в познание. И в деле и в познании (в обычных) можно обнаружить эту йогу:

 

И Кришна сказал:

"Для стремящихся к йоге

Я прежде уже указал две дороги:

Для жаждущих с истинной сутью слиянья

Есть йога познанья и йога деянья..." (Бхагаватгита).

 

[4] Лонченпа, с. 101: «Он объясняет, как объекты существуют посредством ума» («позиция метода» – СК).

[5] Лонченпа, с. 101: «Она объясняет как объекты, проявляющиеся в уме, чисты по природе… Объясняет, как существует пустота-дхармата». 

[6] Термин из «Абхидхармы».

[7] Лонченпа, с.102: «Это пустота мира сосуда».

[8] Лонченпа, с. 103: «Это пустота мира сока».

[9] Лонченпа, с. 103: «В период заблуждения в субъектно-объектном мире творчество пяти мудростей проявляется как пять ядов, что и порождает страдание сансары. Пять нечистот же сами собой есть ничто иное по своей сути как состояния великого блаженства самовозникшей мудрости».

[10] Т.е. живое существо.

[11] Лонченпа, с. 104: «Яб-Юм – недвойственность знания (rigpa) и пустоты».

[12]bdag nyid chen po.

[13] Лонченпа, с. 104: «Это описание Дхармадхату. Ум, видящий так, становится мудростью дхармового пространства. В системе Атри это – Простор».

[14] Лонченпа, с. 105: «Это описание Зерцалоподобного состояния. Ум, видящий так, становится зерцалоподобной мудростью»..

[15] Лонченпа, с. 105: «Это описание состояния Равности, акаша. Ум, видящий так, становится мудростью равности».

[16] Лонченпа, с. 105: «Это описание Познания. Ум, видящий так, становится мудростью, познающей по отдельности».

[17] Лонченпа, с. 106: «Это описание Осуществления. Ум, видящий так, становится осуществляющей мудростью».

[18] С этого момента речь идет о сансаре и относительной Бодхичитте или сострадании.

[19] Лонченпа, с. 108: «Сердце Сугаты – это изначальный способ существования, ум-как-таковой, ясный свет».

[20] Лонченпа, с. 109: «В момент отпадения по какой-либо причине как порождение потока собственных мыслей возникают живые существа и в силу кармы, приведенной этим в движение, сама возникает та или иная область сансары и воплощается, подобно сновидениям».

[21] Лонченпа, с. 109: «Как отдельно существующие объект и субъект».

[22] Лонченпа, с. 110: «Ни как живого существа, ни даже как ума-как-такового».