И вошел Бхагаван, Деятель, Ваджраманас, Самантабхадра ваджром метода в Царицу, Дело, Дхармадхату, Самантабхадри[3]. И познал Ее. И в нераздельности единой природы Своей и всех Татхагат десяти направлений и четырех времен Татхагата Татхагатам такое поведал[4]:
Э МА ХО! Ваджрные скандхи
Знайте как пять Совершенных Будд.
Многообразие аятан и дхату –
Как мандалы Бодхисаттв.
Земля и вода – Буддалочана и Мамаки,
Огонь и воздух – Пандаравасини и Самаятара,
Пространство – Мать Акашадхатушвари:
Три мира изначально пробуждены!
Во всем существующем и происходящем в этих мирах
Нет ничего непробужденного.
И ничего кроме пробужденного
Пробужденный нигде не обнаружит.
Сказал, и возрадовались тому Татхагаты.
Тогда Царица, Дело, Дхармадхату, Самантабхадри став недвойственной с Бхагаваном, Деятелем, Ваджраманасом, Самантабхадрой, такое поведала[5]:
Великая тысяча трех тысяч миров[6] изначально пуста[7].
Три аспекта существования – чистое обитание[8].
Пять нечистот сами собой состояния блаженства[9].
Пять скандх[10] сами собой Совершенный Будда.
Вот наивысшая суть всего!
Ни в чем другом Победоносный не сыщет Дхармы,
И, даже если Победоносный станет специально искать
Дхармы, иной, чем эта, ничего не найдет.
Сказала, и все Татхагаты узрели себя как изначально пробужденных.
Тогда Великий недвойственный[11] Бог[12] о раскрытии в мудрости изначальной Бодхичитты поведал:
Э-МА-ХО! Вот Тайна всех совершенных Будд!
Весь фокус заключается в том, что
В нерожденном все рождается,
В самом своем рождении оставаясь нерожденным[13]!
Э-МА-ХО! Вот Тайна всех совершенных Будд!
Весь фокус заключается в том, что
В беспредельном все имеет свой предел,
В самой своей предельности оставаясь беспредельным[14]!
Э-МА-ХО! Вот Тайна всех совершенных Будд!
Весь фокус заключается в том, что
В сплошном все имеет свою метрику,
В самой своей метрике оставаясь сплошным[15]!
Э-МА-ХО! Вот Тайна всех совершенных Будд!
Весь фокус заключается в том, что
В непредставимом все представимо,
В самой своей представленности оставаясь непредставимым[16]!
Э-МА-ХО! Вот Тайна всех совершенных Будд!
Весь фокус заключается в том, что
В неизменном все находит свое изменение,
В самом своем изменении оставаясь неизменным[17]!
Сказал, и все собрание Татхагат и с ними Цариц, охватил восторг.
Тогда все Татхагаты со всем собранием Цариц сказали[18]:
Э МА ХО! Увы, изначально от всех это сокрыто,
В Разнообразных проявлениях собственной природы это сокрыто,
Исключительно в сути своей это сокрыто
И нигде более этого нет – полностью это от всех сокрыто!
Все Татхагаты и все дхармы нераздельны, поскольку обладают одной и той же чертой: в самой сути своей они изначально пробуждены. И все же из неведения мыслей живых существ созревают безграничные области пяти родов живущих. И в тот же момент рождается высшая мудрость Будд – Великое Сострадание. Узрев это, Татхагаты сказали:
Э-МА-ХО! Отклонясь от Сердца Сугаты[19],
Поток собственных мыслей воплощается силою кармы[20].
Всевозможные тела, окружение,
Места обитания, страдания и другое,
Начинают считать отдельным[21] и принимают за «я» и «моё».
Но никто никого никогда не заковывал, нет оков
И кого заковывают[22], тоже нет!
Принимать же случайные мысли за «я»,
Все равно, что вязать узлы в небе!
А все размножествление есть Проповедь Татхагаты
Во славу Дхармы изначально самосовершенного Будды,
Дхармы, не знающей ни закабаления, ни освобождения.
Так Татхагаты сами себе сказали.
[1] Здесь абсолютная Бодхичитта – пробуждение, относительная – сострадание.
[2] Лонченпа. «Mun-sel skor-gsum / sPyi-don yid-kyi mun-sel», с. 111: «Порождение абсолютной Бодхичитты (нирвана, чистота без какого-либо развития) и относительной Бодхичитты (сансары) в мудрости равности благодаря изначальной пробужденности. Здесь проповеданы способ существования нераздельности и осуществление развития сострадания, самовозникшего ради непонимающих живых существ из чистого пространства (dbyings).» (Здесь и далее полужирным курсивом выделены слова самой тантры).
[3] Он как Бхагаван входит в Царицу; как Деятель входит в дело; как Ваджраманас (rdo-rje yid) в Дхармадхату как Самантабхадра в Самантабхадри. Манас здесь – индрия виджняны. Его вишая – 64 дхармы называемые "дхармадхату". Описан процесс вхождения в недвойственность со стороны метода: как деятель в дело, как ум в познание. И в деле и в познании (в обычных) можно обнаружить эту йогу:
И Кришна сказал:
"Для стремящихся к йоге
Я прежде уже указал две дороги:
Для жаждущих с истинной сутью слиянья
Есть йога познанья и йога деянья..." (Бхагаватгита).
[4] Лонченпа, с. 101: «Он объясняет, как объекты существуют посредством ума» («позиция метода» – СК).
[5] Лонченпа, с. 101: «Она объясняет как объекты, проявляющиеся в уме, чисты по природе… Объясняет, как существует пустота-дхармата».
[6] Термин из «Абхидхармы».
[7] Лонченпа, с.102: «Это пустота мира сосуда».
[8] Лонченпа, с. 103: «Это пустота мира сока».
[9] Лонченпа, с. 103: «В период заблуждения в субъектно-объектном мире творчество пяти мудростей проявляется как пять ядов, что и порождает страдание сансары. Пять нечистот же сами собой есть ничто иное по своей сути как состояния великого блаженства самовозникшей мудрости».
[10] Т.е. живое существо.
[11] Лонченпа, с. 104: «Яб-Юм – недвойственность знания (rigpa) и пустоты».
[12]bdag nyid chen po.
[13] Лонченпа, с. 104: «Это описание Дхармадхату. Ум, видящий так, становится мудростью дхармового пространства. В системе Атри это – Простор».
[14] Лонченпа, с. 105: «Это описание Зерцалоподобного состояния. Ум, видящий так, становится зерцалоподобной мудростью»..
[15] Лонченпа, с. 105: «Это описание состояния Равности, акаша. Ум, видящий так, становится мудростью равности».
[16] Лонченпа, с. 105: «Это описание Познания. Ум, видящий так, становится мудростью, познающей по отдельности».
[17] Лонченпа, с. 106: «Это описание Осуществления. Ум, видящий так, становится осуществляющей мудростью».
[18] С этого момента речь идет о сансаре и относительной Бодхичитте или сострадании.
[19] Лонченпа, с. 108: «Сердце Сугаты – это изначальный способ существования, ум-как-таковой, ясный свет».
[20] Лонченпа, с. 109: «В момент отпадения по какой-либо причине как порождение потока собственных мыслей возникают живые существа и в силу кармы, приведенной этим в движение, сама возникает та или иная область сансары и воплощается, подобно сновидениям».
[21] Лонченпа, с. 109: «Как отдельно существующие объект и субъект».
[22] Лонченпа, с. 110: «Ни как живого существа, ни даже как ума-как-такового».