В Акаништхе, где нет ни центра, ни окоема, Татхагата, Самьяксамбудда, Бхагаван, Махабхога, Владыка Ваджров Тела, Речи и Мысли всех Татхагат десяти направлений и четырех времен, тот, кто есть Всё-Всегда-Здесь, так раскрывает Тантру:1
На ясной Чакре Мудростей, всемерном основании, покоится светозарное Мироздание – воплощение Мудростей. Мироздание беспредельно, но предстает квадратным в знак полнейшего развития его неизмеримых качеств. Каждая стена – воплощение определенной Мудрости, украшена драгоценной кладкой остальных Мудростей. Единосущная всему Мудрость, общая всем мандалам Будд десяти направлений и четырех времен, представлена куполом Мироздания. Невообразимые Мудрости отображаются в различных воплощениях, обретая отличия и особенности по форме, цвету и т.п., все превосходящие и нет им предела.
Разнообразие воплощенности Мудростей – ажурные занавеси, связующие подвески, гирлянды ожерелий – симфония форм, звуков, запахов, вкусов и ощущений –– возникает самопроизвольно, ошеломляя размахом, и все предметы ясного убранства, не затмевая друг друга, непостижимым образом содержатся в Мироздании2.
Входы в Мироздание – Четверо Врат Свободы3; порталы Мироздания – Восемь Врат Освобождения4.
Не имея нигде ни внешнего, ни внутреннего, но все же внутри – трон льва бесстрашия, трон слона силы, трон коня риддх, трон павлина могущества, трон птицы Шан Шан беспрепятственности. На тронах – сидения из чинтамани, лотоса неоскверненности, солнца, луны и естественного ясного света.
На центральном троне – Татхагата-Учитель в Теле, для которого нет “спереди” и “сзади”. Лик Его ясен и сияет повсюду. Он наделен знаками и признаками Будды. Во всех неохватных мыслью мирах разнообразно проявляющий Тело, Речь и Мысль, Он восседает с равно скрещенными ногами метода и интуиции. Руки шести Мудростей держат пылающие символы Их воплощения. Три головы – непостижимые Тело, Речь и Мысль5.
Вокруг Бхагавана – Отцы Пяти Семейств – Пять Татхагат, сияющие синим, белым, желтым, красным и зеленым цветом, в недвойственности со своими Святыми Царицами охватившие весь Дхармадхату, как кожура кунжута зерно:
Татхагата Виджнянараджа | Царица Сфера Света |
Татхагата Рупараджа | Царица Сфера Твердости |
Татхагата Веданараджа | Царица Сфера Текучести |
Татхагата Санджняраджа | Царица Сфера Тепла |
Татхагата Самскарараджа | Царица Сфера Движения |
Вокруг них – Внутренние Дхьянибодхисаттвы – виджняна, со своими Царицами – вишаей:
Ваджра Маха Бодхи Видение | Царица Видимое |
Ваджра Маха Бодхи Слышание | Царица Слышимое |
Ваджра Маха Бодхи Обоняние | Царица Обоняемое |
Ваджра Маха Бодхи Вкус | Царица Вкушаемое |
Вокруг них – Внешние Дхьянибодхисаттвы – индрии со своими Царицами – каладхату:
Ваджра Маха Бодхи Видящий | Царица Прошлое |
Ваджра Маха Бодхи Слышащий | Царица Настоящее |
Ваджра Маха Бодхи Обоняющий | Царица Будущее |
Ваджра Маха Бодхи Вкушающий | Царица Вневременное |
Вокруг них – Великие Покорители – спарша, со своими Царицами:
Ваджра Маха Гхата Ощущение | Царица Непостоянство |
Ваджра Маха Гхата Ощущающее | Царица Непрерывность |
Ваджра Маха Гхата Ощущаемое | Царица Бессамостность |
Ваджра Маха Гхата Сознание ощущения | Царица Безпризнаковость |
Вот Круг Мысли, невыразимый и недвойственный! Тайна этих сокровенных мандалов, недвойственных Собранию Татхагат и Цариц, извлечена из ваджров Тела, Речи, Мысли, Достоинств и Деяний.
Э Э МА Э МА ХО! Чудо! Чудо!
Сфера таковости в мандале Владычицы-Мудрости, проникнута Учителем-Сострадательностью.
Там, во Дворце самовозникновения с самадхи-входами и отображениями-порталами восьми Колесниц, троны иллюзорности с сидениями совершенной ясности.
Там, на Чинтамани – опоре сидений, Пять Родов – Тело, Речь, Мысль, Достоинства и Деяния; цвет и свет их сияния – добродетель неотвержения.
Там, в Чакре Неистощимых Украшений – самопроявлениях Тела, Речи и Мысли Учителя живет Наивысший Ваджра!
Сказанное есть слово Нерушимой Тайны.
Примечания
Эту часть можно соотнести со стадией реализации шуньяты в садхане. Только здесь она записана “по-йогочаровски”, с точки зрения присутствия “запредельных” ценностей. Слово “Тантра”, хотя и включает понятие Учения и даже Текста, значит здесь по-максимуму: Всесвязанность. “Такая” Тантра отличается от “иной” тантры своим способом организации целого, своим порядком “впадения акаши в метрику” и своей конфигурацией метрики акаши. Цветущая сложность! Это обычные трое врат освобождения: пустота, беззнаковость и непривязанность и необычные врата естественного ясного света. 1) gZugs-can gzugs la lta-ba'i rnam-thar, 2) gzugs-med gzugs la lta-ba'i rnam-thar, 3) sdug-pa'i rnam-thar, gzugs-med kyi rnam-tharI: 4) nam-mkha' mtha'-yas skye-mched kyi rnam-thar, 5) rnam-shes mtha'-yas skye-mched kyi rnam-thar, 6) ci-yang-med-pa'i skye-mched kyi rnam-thar, 7) 'du-shes med 'du-shes med-min gyi srye-mched kyi rnam-thar 8) 'gog-pa'i rnam-thar. Тело – пустота, Речь – беззнаковось, Мысль – непривязанность (см. прим. 1). Непостижимы, т.к. не являются объектами ума.Текст перевели с тибетского В.Монтлевич, О.Волошановский и С.Коротков, 1997–2002 гг.