Истина Блистательной Тайны Сердца Бытия

dPal gSang-ba’i-snying-po de-kho-na-nyid nges-pa’i rgyud chen-po zhes-bya-ba bzhugs-so

Shri-Guhyagarbha-tattva-vinishcaya mahatantra nama bihara tisma

Бхагавану Самантабхадре поклоняюсь!

Глава I. Вводящая

 

В Акаништхе, где нет ни центра, ни окоема, Татхагата, Самьяксамбудда, Бхагаван, Махабхога, Владыка Ваджров Тела, Речи и Мысли всех Татхагат десяти направлений и четырех времен, тот, кто есть Всё-Всегда-Здесь, так раскрывает Тантру:1

На ясной Чакре Мудростей, всемерном основании, покоится светозарное Мироздание – воплощение Мудростей. Мироздание беспредельно, но предстает квадратным в знак полнейшего развития его неизмеримых качеств. Каждая стена – воплощение определенной Мудрости, украшена драгоценной кладкой остальных Мудростей. Единосущная всему Мудрость, общая всем мандалам Будд десяти направлений и четырех времен, представлена куполом Мироздания. Невообразимые Мудрости отображаются в различных воплощениях, обретая отличия и особенности по форме, цвету и т.п., все превосходящие и нет им предела.

Разнообразие воплощенности Мудростей – ажурные занавеси, связующие подвески, гирлянды ожерелий – симфония форм, звуков, запахов, вкусов и ощущений –– возникает самопроизвольно, ошеломляя размахом, и все предметы ясного убранства, не затмевая друг друга, непостижимым образом содержатся в Мироздании2.

Входы в Мироздание – Четверо Врат Свободы3; порталы Мироздания – Восемь Врат Освобождения4.

Не имея нигде ни внешнего, ни внутреннего, но все же внутри – трон льва бесстрашия, трон слона силы, трон коня риддх, трон павлина могущества, трон птицы Шан Шан беспрепятственности. На тронах – сидения из чинтамани, лотоса неоскверненности, солнца, луны и естественного ясного света.

На центральном троне – Татхагата-Учитель в Теле, для которого нет “спереди” и “сзади”. Лик Его ясен и сияет повсюду. Он наделен знаками и признаками Будды. Во всех неохватных мыслью мирах разнообразно проявляющий Тело, Речь и Мысль, Он восседает с равно скрещенными ногами метода и интуиции. Руки шести Мудростей держат пылающие символы Их воплощения. Три головы – непостижимые Тело, Речь и Мысль5.

Вокруг Бхагавана – Отцы Пяти Семейств – Пять Татхагат, сияющие синим, белым, желтым, красным и зеленым цветом, в недвойственности со своими Святыми Царицами охватившие весь Дхармадхату, как кожура кунжута зерно:

Татхагата Виджнянараджа Царица Сфера Света
Татхагата Рупараджа Царица Сфера Твердости
Татхагата Веданараджа Царица Сфера Текучести
Татхагата Санджняраджа Царица Сфера Тепла
Татхагата Самскарараджа Царица Сфера Движения

Вокруг них – Внутренние Дхьянибодхисаттвы – виджняна, со своими Царицами – вишаей:

Ваджра Маха Бодхи Видение Царица Видимое
Ваджра Маха Бодхи Слышание Царица Слышимое
Ваджра Маха Бодхи Обоняние Царица Обоняемое
Ваджра Маха Бодхи Вкус Царица Вкушаемое

Вокруг них – Внешние Дхьянибодхисаттвы – индрии со своими Царицами – каладхату:

Ваджра Маха Бодхи Видящий Царица Прошлое
Ваджра Маха Бодхи Слышащий Царица Настоящее
Ваджра Маха Бодхи Обоняющий Царица Будущее
Ваджра Маха Бодхи Вкушающий Царица Вневременное

Вокруг них – Великие Покорители – спарша, со своими Царицами:

Ваджра Маха Гхата Ощущение Царица Непостоянство
Ваджра Маха Гхата Ощущающее Царица Непрерывность
Ваджра Маха Гхата Ощущаемое Царица Бессамостность
Ваджра Маха Гхата Сознание ощущения Царица Безпризнаковость

Вот Круг Мысли, невыразимый и недвойственный! Тайна этих сокровенных мандалов, недвойственных Собранию Татхагат и Цариц, извлечена из ваджров Тела, Речи, Мысли, Достоинств и Деяний.

Э Э МА Э МА ХО! Чудо! Чудо!

Сфера таковости в мандале Владычицы-Мудрости, проникнута Учителем-Сострадательностью.

Там, во Дворце самовозникновения с самадхи-входами и отображениями-порталами восьми Колесниц, троны иллюзорности с сидениями совершенной ясности.

Там, на Чинтамани – опоре сидений, Пять Родов – Тело, Речь, Мысль, Достоинства и Деяния; цвет и свет их сияния – добродетель неотвержения.

Там, в Чакре Неистощимых Украшений – самопроявлениях Тела, Речи и Мысли Учителя живет Наивысший Ваджра!

Сказанное есть слово Нерушимой Тайны.

Примечания

1 Эту часть можно соотнести со стадией реализации шуньяты в садхане. Только здесь она записана “по-йогочаровски”, с точки зрения присутствия “запредельных” ценностей. Слово “Тантра”, хотя и включает понятие Учения и даже Текста, значит здесь по-максимуму: Всесвязанность. “Такая” Тантра отличается от “иной” тантры своим способом организации целого, своим порядком “впадения акаши в метрику” и своей конфигурацией метрики акаши.

2 Цветущая сложность!

3 Это обычные трое врат освобождения: пустота, беззнаковость и непривязанность и необычные врата естественного ясного света.

4 1) gZugs-can gzugs la lta-ba'i rnam-thar, 2) gzugs-med gzugs la lta-ba'i rnam-thar, 3) sdug-pa'i rnam-thar, gzugs-med kyi rnam-tharI: 4) nam-mkha' mtha'-yas skye-mched kyi rnam-thar, 5) rnam-shes mtha'-yas skye-mched kyi rnam-thar, 6) ci-yang-med-pa'i skye-mched kyi rnam-thar, 7) 'du-shes med 'du-shes med-min gyi srye-mched kyi rnam-thar 8) 'gog-pa'i rnam-thar.

5 Тело – пустота, Речь – беззнаковось, Мысль – непривязанность (см. прим. 1). Непостижимы, т.к. не являются объектами ума.

Текст перевели с тибетского В.Монтлевич, О.Волошановский и С.Коротков, 1997–2002 гг.