До чего же удивительный Б.Д.Дандарон
этот бог Ваджрасаттва!
Имя Ваджрасатвы известно всем, кто читал когда-либо буддийские тантрийские тексты или получал право на так называемые предварительные практики1. Именно созерцание Ваджрасаттвы всегда рекомендуется в них для стремящихся к практическому претворению буддизма. Поэтому, часто можно услышать распространенное мнение, что этот персонаж буддийского пантеона является лишь средством очистительных процедур на начальном этапе Пути. Но это далеко не так, и положение Ваджрасаттвы в буддийской иерархии более чем многозначительно, хотя и проясняется не с первого взгляда.
Этимология имени «Ваджрасаттва» такова: Ваджрасаттва (санскр.) – буквально «Алмазное, т.е. неразрушимое cущество». Саттва – сущее, существо, живое. И если ваджр – это неразрушимость, то Ваджрасаттва – персонификация принципа неразрушимости сущего в его тончайшем и высшем проявлении как существа, обладающего сознанием. Поэтому максималистское выражение принципа, который олицетворяет Ваджрасаттва, можно представить следующей формулой: «Сознание неуничтожимо». В расширенном виде об этом же находим в «Хеваджратантре»:
Так я слышал. Однажды Бхагаван2 пребывал в блаженстве с Ваджрайогини, которая есть сущность Тела, Речи и Мысли всех Татхагат3. Затем Бхагаван произнес такие слова:
– Высокочтимая сущность Тела, Речи и Мысли всех Татхагат из всех тайн есть самая тайная. О, Ваджрагарбха, великосострадательный бодхисаттва-махасаттва4, благо, воистину благо! Внемли же тому, кого именуют Ваджрасаттвой, Махасаттвой, Махасамаясаттвой и Хридая-Хеваджрой!»Ваджрагарбха спросил: «Почему Ваджрасаттва? Как так Махасаттва? И по какой причине Самаясаттва? Не разъяснит ли мне Бхагаван?»
Бхагаван сказал:
Ваджрой зовут, поскольку нерушим; Саттвой – поскольку он объединяет три бытия, в силу такого обоснования его зовут Ваджрасаттвой. Он исполнен аромата великой мудрости, и поэтому его зовут Махасаттвой. Вследствие того, что он всегда держится своего обета, его зовут Самаясаттвой.Ваджрагарбха спросил: «Как понять его составное имя? Что же такое Хеваджра? Часть «Хе» о чем говорит; и, аналогично, «Ваджра» – о чем?»
Бхагаван ответил:
«Хе» говорит о великом сострадании; «Ваджра» же – об интуиции. Слушай же провозглашаемую мной тантру сущности метода и интуиции.(Перевел с тибетского В.Е.Ушаков)
С подобного объяснения начинается коренная тантра5 Хеваджры, являющаяся первоисточником для всего цикла текстов этой тантры. Имя Ваджрасаттвы предстает здесь первым именем персонифицируемой реальности, затем следуют его имена-качества и, наконец, имя специфическое для данной тантры – Хридая-Хеваджра.
Столь же весома характеристика Ваджрасаттвы в садхане уровня криятантры «Семнадцать богов Ваджрасаттвы» (bCom-ldan-'das dang la rDo-rje-sems-dpa lha bcu-bdun-gyi sgrub-thabs rab dkar bdud-rtsi'i chu-rgyun shes bya ba bshugs): в разделе «Благословление ваджра6 и дильбы7»:
Из Hum рождается ваджр; возникший из него Ваджрасаттва белый, держащий ваджр и дильбу, плавясь превращается в ваджр. Бытие без начала и конца – это Ваджрасаттва, великорадостный, Всеблагой, суть всего, господин и супруг Дорже Нимы Гармы, Высший блистательный Победитель, рожденный Первым.(Перевел с тибетского С.Э.Коротков)
И здесь Ваджрасаттва назван «Первым». Кроме того, Он – «Всеблагой», что роднит его с Самантабхадрой (тиб. Kun-tu-bzang-po, Всеблагой)8, Он же – «Победитель», эпитет Будды. Таким образом, Ваджрасаттва предстает как непосредственная, «первая» эманация Высшего Будды. Таков он и в ньингмапе9:
Центральной фигурой ваджраяны является бодхисаттва Ваджрасаттва. Именно он воплощает единство дхармакаи (тиб. chos-sku, Сферы Чистой Реальности) с метрикой рупакаи, состоящей из самбхогакаи и нирманакаи10.
В поздней традиции и в таких тантрах, как Калачакра, Чакрасамвара и Ваджрабхайрава11 – главных тантрах школы гелуг, созерцание Ваджрасаттвы рассматривается как предварительная, очистительная практика, следующая после Прибежища, бодхисаттвовской клятвы12 и 4-х безмерных13. Его метод в корпусе текстов этих тантр выглядит несколько искусственно, как внесенный извне. Это можно объяснить тем, что тантра Ваджрасаттвы более древнего происхождения, чем упомянутые тантры новых школ.
Очевидно, тантра Ваджрасаттвы предшествует по времени происхождения и Гухьясамадже. Буддологические исследования определяют время возникновения Гухьясамаджи не позже III в., Калачакры – не ранее X в. Остальные же из названных тантр сложились в законченную систему в Индии не ранее VII в. Не удивительно поэтому доминирующая роль на раннем этапе истории буддизма тантры Ваджрасаттвы, возникновение которой и буддологи, и традиция возводят к I в. или ранее.
О более раннем по отношению к тантрам класса ануттара происхождении текстов Ваджрасаттвы свидетельствует тот факт, что именно Ваджрасаттва, согласно традиции, проповедовал учения класса крия из раздела Внешних тантр. Последовательный временной ряд возникновения известных тантр предположительно можно выстроить на данный день следующим образом: тантры, связанные исключительно с именем Ваджрасаттвы (I в. до н.э.), Гухьягарбхатантра (I в.), Гухьясамаджатантра (III в.), Хеваджратангтра (не ранее V в.), Чакрасамваратантра, Ваджрабхайраватантра (VII в.) и, наконец, Калачакратантра (X в.). Этот временной ряд на данный день является рабочей гипотезой и, вероятно, будет со временем существенно откорректирован.
Что касается места возникновения учений, связанных с именем Ваджрасаттвы, то определенно известен лишь район озера Дханакоша, где родился и проповедовал Ганраб Дорже, Гильгит и те районы горных ущелий, что давали приют религиозной элите сопредельных царств. Именно горные селения Уддияны, естественно защищенные от социальных потрясений на протяжении многих веков, были своеобразным «круглым столом», где оттачивались, выкристаллизовывались и согласовывались практики тантры с теориями махаяны. Ареал сложения этих учений можно расширить, если учесть особый статус караванных путей того времени, соединявших в единое духовно-культурное целое такие районы, как Восточный Туркестан, юг Средней Азии, Кашмир и Северный Афганистан. Как раз в центре названных областей и находилась Уддияна.
Особо значима роль Ваджрасаттвы в традиции старой школы. Ньингма делит тантры на Внешние и Внутренние. Внутренние Тантры, составляющие суть учений старой школы, состоят из двух традиций: Традиции Передачи Учения (тиб. rgyud-sde) и Традиции Созерцательной Практики (тиб. sgrub-sde). Им соответствуют девять линий преемственности, из которых первые три соответствуют Традиции Передачи Учения:
В «Карнатантре» находим14:
«О! Царь, одинаковый для всех, Ваджрасаттва – всезнающий дхармовый святой во дворце ваджрного пространства в стране Акаништха, познавший собственное сознание. Ты – Всевышний, удивительно великий Бог. Ты – Бог, возникший от сознания, свободный от основы и корня. И ты покажи мне высшее в сознании!...». Когда [нирманакая] произнес такую молитвенную просьбу, тогда Блаженные пяти генезисов сказали: «О возможности появления бога (будд) от сознания не проповедовали раньше, не проповедуют сейчас и нельзя проповедовать в будущем, поэтому исповедовали они об оставлении [этого вопроса] и, ничего не проповедав, погрузились в молчание. Непроповедование означает Великую Проповедь».
В этом отрывке подчеркнуто главное свойство Ваджрасаттвы: это идам сознания, то есть не знания голого факта бессодержательной наличности бытия, чьим воплощением является Вайрочана, а знания о себе как об отдельной и обладающей конкретной, в нашем случае человекообразной, совершенной формой существования личности. Ваджрасаттва предстает как человеческий прототип, как безошибочная матрица, по которой развивается вероятностная драма нераздельного бытия бесконечного многообразия ее раскрытия в чистых, не отягощенных ошибкой, существ и нас с вами – «грешных» претворителей сансары. Развертывание идеальной программы – Ваджрасаттвы – происходит не единообразно, а по пяти группам, пяти родам Дхьянибудд. Вообще же Ваджрасаттва в ньингме главный, осевой, порождающий идам. В поздней ньингме предпочтение явно отдается гневным практикам, в частности, Ваджрасаттву практикуют как Ваджракилаю.
Имя Ваджрасаттвы в ньингме нераздельно связано с Ганрабом Дорже15, который считается первым воплощением Ваджрасаттвы среди людей, то есть первым нирманакаей Ваджрасаттвы, от которого он получил тексты и наставления шести миллионов четырехсот тысяч строф дзогчена.
Ваджрасаттва почитается также как духовный посредник между дхармакаей и самбхогакаей, и в таком качестве он передал Ваджрапани16 основу первой из Трех Внутренних Тантр ньингмы – махайоги17, состоящую из 18 тантр. Тот передал учение людям, начиная с Индрабодхи-старшего, царя Захора18 (тиб. rGyal-po-ra-dza), и далее традиция продолжилась (См. «Гаруда» 1997, № 1, с.40). Но вообще о махайоге, о Восемнадцати тантрах принято говорить, как о возникших из Дхармадхату19, как не имеющих ни источника, ни причины, как представляющих собой постоянную передачу, спонтанно возникающую из безвременной сферы. Последние слова принадлежат Тартангу Тулку Ринпоче и представляют наиболее точную характеристику Традиции, восходящей к Ваджрасаттве.
«Спонтанность», «безвременность», антропоморфность, «без начала и без конца» – таково естество Ваджрасаттвы, идама, персоницифирующего принцип неуничтожимости сознания.
В махайоге информация по Ваджрасаттве восходит к восемнадцатой и главной тантре всего цикла, к «Гухьягарбхатантре» (санскр. Shri-guhyagarbha-tattva-vinishcaya, тиб. dPal-gsang-ba’i-snying-po de-kho-na-nyid rnam-par nges-pa)20, представляющей так называемую Магическую Традицию или, Гьютул (тиб. sGyu-’phrul dra-ba, санскр. Mayajala – Волшебная Сеть).
Гухьягарбха содержит описание мандалы Ста божеств Ваджрасаттвы, или Мандалы 42-х мирных и 58-ми гневных божеств. По мнению двух современных ньингмапинских лам-братьев Кенпо Пэлдэна Шейрапа и Кенпо Цэвана Донжала, «Гухьягарбхатантра есть коренной текст Ваджрасаттвы в традиции махайоги. Гухьягарбха – это основа всего, в том числе и ануйоги, и атийоги». Такое мнение согласуется с точкой зрения Тартанга Тулку Ринпоче, что именно на основании Гухьягарбхи был составлен текст «Ваджрасаттвамайяджалатантры» (тиб. rDo-rje-sems-dpa’i sgyu-’phrul-dra-ba gsang-ba thams-cad-kyi mi-long shes-bya-ba’i rgyud, «Волшебная сеть Ваджрасаттвы»)21, переведенный на тибетский в VIII в. Вималамитрой и Джнянакумарой.
Согласно другому авторитету в современной ньингме ламе Тинлею Норбу в Раздел Тантр Махайоги входит Четыре Текста, включая Майяджалу Ваджрасаттвы, которая, в свою очередь, состоит из восьми текстов, первый из которых и есть Гухьягарбха. То есть в традиции Тинлея Норбу Гухьягарбха как бы выводится из «Ваджрасаттвамайяджалатантры». (Тинлей Норбу. «Золотой ключик». М., 1997). Содержание Гухьягарбхи и «Ваджрасаттвамайяджалатантры» все же свидетельствует в пользу последней, как имеющей право называться коренной тантрой Ваджрасаттвы.
Позднейшей модификацией названных тантр можно считать текст, имеющий хождение и в школе гелуг и называемый «Метод реализации Семнадцати божеств Бхагавана Шри Ваджрасаттвы или так называемый Неиссякаемый поток белого нектара» (тиб. bCom-ldan-’das dPal rDo-rje-sems-dp’a lha bcu-bdun gyi sgrub-thabs rab dkar bdud-rtsi’i chu rgyun zhes-bya-ba bzhugs), известный в традиции Дандарона-Железнова под сокращенным названием «Семнадцать божеств Ваджрасаттвы». Метрика этого текста восходит к двусоставной сложной структуре Гухьягарбхи.
Минимальный же мандала Ваджрасаттвы состоит всего из пяти персонажей, Пяти Дхьянибудд, и, наконец, возможно созерцание одного Ваджрасаттвы, как это представлено в публикуемом ниже тексте. Но так или иначе, Ваджрасаттва является идамом общим для всех тантр и большинства школ тибетского буддизма, что может свидетельствовать о его более раннем происхождении, чем новые тантры класса ануттарайога22.
Внешний вид Ваджрасаттвы исключительно антропоморфен – ни лишних голов, рук или ног, ни крыльев, ни пламени или дыма. Он – как эталон совершенства человеческого тела, гармония эмоций и разума. Образ Ваджрасаттвы есть продолжение иконографии Будды в ее махаянском развитиии – наряд Видьядхары (одежда бодхисаттвы), одеяние существ сферы самбхогакаи. В период своего высшего развития (I в. до н.э. – не позже III в. н.э.) учение Ваджрасаттвы было самодостаточным и всеохватным в корпусе северного варианта махаяны. Сохранил он свои позиции и в ньингме, где его практику никак не назовешь подготовительной; Ваджрасаттва был и остается здесь главенствующим идамом полной реализации. Вот типичный пример из жизни ньингмапинского йогина Сурчунпы (1014–1074), подтверждающий многозначительность тантры Ваджрасаттвы в жизни буддистов старой школы23:
Он снова поднялся на гору, поселился там и, не обращая никакого внимания на ... сверхъестественные явления, созерцал. Сначала в так называемой хижине Ваджрасаттвы он практиковал садхану Ваджрасаттвы «Метод дхьяны и мудры, происходящий от Гухьи и Майяджалы» (тиб. rSang-ba sGyu-’phrul-las byung-ba’i phyag-rgya bsam-gtan-gyi sgrub-pa). Он обрел видение Ваджрасаттвы – Ваджрасаттва заполнил собою всю долину Тхаг. Получив видение кристнаятана (тиб. snang-bzang-bar-gyi skye-mched – видение всех внешних объектов, как обладающих только формой, такой, как вода, огонь и др.), он ясно понял, что все есть видение Ваджрасаттвы.
В остальных школах современного тибетского буддизма созерцание Ваджрасаттвы за редким исключением отнесено к уровню подготовительных практик, выполняя основную работу по очищению от клеш. «Обеты легко нарушают, а созерцание Ваджрасаттвы имеет силу очищать и восстанавливать их. По этой причине его следует практиковать в связи с другими тантрийскими созерцаниями»24.
Тем характернее и более значим ренессанс учения Ваджрасаттвы в традиции Б.Д.Дандарона. Здесь он, наряду с Ваджрабхайравой, – главный идам традиции. Причем в текст садханы Ваджрасаттвы, которую Бидия Дандарович посвятительски передал ученикам, вошли элементы завершающей стадии (санскр.: сампаннакрама; тиб.: rdzog-rim) c системой чакр и основных трех каналов, чего нет в распространенных тибетских текстах25. Эта традиция была получена Дандароном от одного из его Учителей, «который созерцал в пещере Тян-Ляна 26 лет».
На фоне катастрофического источения дхармы в России в середине XX века проповедь Дандарона была явлением небывалым и чудесным, поистине «спонтанным», возникшим из «безвременной сферы», что вполне в стиле Ваджрасаттвы – глубинного феномена сознания. Ученики Дандарона называли поэтому иногда проповедь Учителя попросту «подпиткой сверху», независимо от наличия или отсутствия непрерывной линии передачи. В дальнейшем, в 1973 г., находясь уже в зоне в поселке Выдрино, Дандарон даровал более раcширенный метод созерцания Ваджрасаттвы, который с той поры носит название «Выдринского дубтаба».
Дандарон считал, что одного созерцания Ваджрасаттвы достаточно для реализации состояния Будды, рекомендуя его также для обретения так называемого «ваджрного здоровья». Кроме того, Ваджрасаттва, как субьект Гуру-йоги считался им лучшим способом реализации и углубления связи ученика с Учителем. В последние годы жизни (1971–72) Дандарон неоднократно высказывал пожелание о строительстве храма Ваджрасаттвы, коий должен был быть по его замыслу белым и круглым. Акцент внимания Учителя на Ваджрасаттве выражен в его восклицании «До чего же удивителен этот бог Ваджрасаттва!», вынесенном нами в эпиграф.
В традиции Дандарона созерцание Ваджрасаттвы, и не только его, завершается молитвой-просьбой к учителям традиции : «Дайте нам два высших сиддхи!». Это не просьба о сиддхах летать, проходить сквозь стены, слышать на расстоянии и проч., здесь высшими двумя сиддхами названы способность «видеть и говорить» с Учителем в облике Ваджрасаттвы.
«Видеть» – высший тип осязания, ибо мыслить – это видеть мыслеобразы; большинство из нас мыслит геометрически.
«Говорить» – знаменательное подчеркивание значимости «слова и речи» как возможности общения, напоминание о том сверхсобытии в истории человека, когда он, по словам современного русского философа Т.В.Брянчукова (1939–1999), стал «человеком говорящим», научившись артикулировать звуки собственного голоса, что произошло около 10000 лет назад.
Таким образом, два самых главных качества человека, одно – наидревнейшее и общее для всего живого – зрение, и второе, исключительно свойственное человеку, – мыслеговорение-видение, возведенные на уровень высших трансцендентных ценностей религиозной практики, почитаются в молитвах, завершающих созерцание Ваджрасаттвы традиции Дандарона.
В современном буддизме России, а вскоре и Запада, тантра Ваджрасаттвы займет, на наш взгляд, выдающееся и первостепенное место во всем многообразии садхан, от самых кратких до полного цикла Ста Божеств Ваджрасаттвы, постепенно вытесняя гневные виды практик и идамы зооморфной и усложненной формы. Предпочтение будет отдаваться наиболее простым видам практики. Созерцание Ваджрасаттвы, не увеличиваясь в объеме представляемого, наполнится углубленным и современным видением. Ваджрасаттва, без сомнения, станет воплощением идеалов нравственности и тончайшей глубины интеллектуальных представлений современного мира.
1. Предварительная практика (тиб. ngon-’gro), согласно амдоскому произношению – ондо. Включает четыре элемента: Прибежище, стослоговая мантра Ваджрасаттвы с элементами его созерцания, подношение мандалы, Гуру-йога.
2. Бхагаван, или бхагават – санскр. счастливый, благословенный, имя-эпитет будд и некоторых бодхисаттв.
3. Татхагата – эпитет Будды Шакьямуни в тхераваде, употреблявшийся также и по отношению к любому архату; в махаяне выступает как синоним слова будда. Истолкование слова Татхагата различное; наиболее распространенное: «так (обретя просветление) пришедший», «так (как прошлые) будды ушедший», «постигший таковость (т.е. истинную сущность)» (См. О.Ф.Волкова. Мифы народов мира, т.2, М. 1982, с.496).
4. Бодхисаттва-махасаттва – «тот, кто искусен в средствах», чья искусность проистекает из Праджняпарамиты; тот, кто постигает Праджняпарамиту; тот, кто практикут все шесть (десять) парамит одновременно, в отличие от бохисаттв, практикующих парамиты поочередно» (См. Л.Мялль. Аштасахасрика Праджняпарамита. Рукопись диссертации. Тарту, 1973 г., с.75, 79).
5. Коренная тантра (санскр. mulatantra; тиб. rtsa-rgyud) – тантры этого класса проповедовались Буддой Шакьямуни в мире людей и дакинь. Из пяти тантр класса ануттаратантра только Гухьясамаджатантра была проповедана в мире людей царю Индрабодхи. Остальные сначала проповедовались в мире дакинь, откуда их добывали известные йогины и на их основании проповедовали уже авторские садханы.
Чакрасамваратантру принес в мир людей махасиддха Луива, Хеваджратантру – Вирупа, Ваджрабхайраватантру – Лалитаваджра, получив ее у Львиноголовой дакини. Калачакратантру, проповеданную Буддой у ступы Дханьякатака царю Чандрабхадре, принес из Шамбалы в Индию Чилупа в 966 году.
6. Ваджра (тиб. rdo-rje) – атрибут, символизирующий искусные методы тантры; естество бодхичитты, или неизбывного сострадания дхармакаи; единство Пяти Мудростей и Пяти тел знания; символ блаженства Ясного Света. Ваджры бывают гневные – концы разведены, и мирные – концы сведены, а также – одноконечные, двухконечные и так до девятиконечного. Наиболее распространенный – пятиконечный ваджр, атрибут, который держит в правой руке Ваджрасаттва публикуемой садханы.
7. Дильба (санскр. ghanta) – ритуальный колокольчик; символ интуиции, познающей шуньяту. Ваджрасаттва держит дильбу в левой руке.
8. Адибудда Самантабхадра – верховный будда школы ньингма. Аддибудда буквально означает Изначальный Будда. Самантабхадра (тиб. Kun-tu bzang-po, «Всеблагой») в ранге Адибудды есть персонификация жизни-как-таковой, лишен индивидуальной осознанности, обладает знанием, неотличимым от всей Проявленности, есть персонифицированный символ непостижимоcти бытия, являясь знаком неистрибимой потенциальности последнего – «Бытие абсолютно вероятно». Правильно говорить не об единичном сознании Самантабхадры, а о «Мы Самантабхадры», которое глубже, чем автозеркалирование Вайрочаны (санскр. vidyа, тиб. rig-pa) и тем более, чем чистое сознание Ваджрасаттвы. Самантабхадра этимологически означает тоже самое, что и доавестийский Ахура Мазда, что может свидетельствовать о древних связях буддизма и маздаизма, и позднешей трансформации последнего в виде бона.
Древнеиранский маздаизм, гонимый на родине Ксерксом, иудаистским лобби и победившим зароастризмом, при миграции на восток в среде народов, в том числе находящихся под сильным влиянием древнеиндийской культуры постепенно к началу нашей эры превратился в бон (Шан-Шунг, Согдиана, Восточный Туркестан). В пограничной зоне разнородных культурно-религиозных традиций, в знаменитой Уддияне (район реки Сват и Гильгита) бон неоднакратно пересекался с буддизмом. Среди буддийских имен маздаистские жрецы встретили полную кальку имени верховного божества Ахура Мазды (букв. Всеблагой), это было имя одного из восьми бодхисаттв – сынов Будды – Самантабхадра. Так постепенно буддийский бодхисаттва Самантабхадра стал обретать черты высшего божества бонского пантеона под тибетским именем Кунтузанпо. В старой тибетской школе – ньингма, максимально повлиявшей на модернизированный бон, Самантабхадра также почитается Изначальным буддой.
9. Тартанг Тулку. Традиция ваджраяны в Тибете. «Гаруда» 1996, № 2
10. Есть Два Тела: дхармакая, тело без формы, и рупакая, формное тело. Рупакая состоит из самбхогакаи и нирманакаи. Самбхогакая – тело многообразнейших тонких форм, лишенных скверны, это есть тело так называемого внутрибуддийского диалога или тело собственного пользования. Оно не доступно профанам и наблюдаемо только продвинутыми существами.
Нирманакая – тело будд и бодхисаттв, явленное в ощущение людям ради их спасения и не имеющее клеш и скандх. Самбхогакаю иногда называют коммуникативным телом, оно служит посредником между невыразимой дхармакаей и явно очерченной нирманакаей. Все тела человеческих учителей в восприятии их учеников есть нирманакаи и должны так пониматься последними.
11. См., например, «Метод реализации Тринадцати божеств Шри Ваджрабхайравы» (тиб. dPal rDo-rje-’jigs-byed lha bcu-gsum-ma’i sgrub-pa’i-thabs / rin-po-che’i za-ma-tog ces bya-ba bzhugs-so), составленный Цзонхавой (1357–1419). Ваджрасаттва появляется в нем как основной персонаж очистительного созерцания в первом периоде созерцания, обозначенном как «Период дхармакаи». После подношения хранителям сторон света следует Прибежище, Зарождение бодхичитты, и, наконец, «созерцание Ваджрасаттвы», соответствующее слово в слово методу, публикуемому ниже. Последний целиком входит как составная часть в известный текст «Метод созерцания и чтения мантры Ваджрасаттвы, называемый “Лунный свет, очищающий жар грехов, несчастий, омрачений и падений”» (тиб. rDo-rje-sems-dpa’i bsgom bzlas byaa tshul sdig-sgrib nyes ltung gi tsha gdung-sel bar byed-pa’i zla-ba’i 'od-zer zhes bya-ba bzhugs). О происхождении этого текста в колофоне его находим: «Исходя из метода Ваджрасаттвы, которым занимался Дорже Жалцан (1283–1325), Цзонхава дал основу для созерцания и повторения мантры. Далее, учтя добавления Гендуна Жамцо (I Далай Лама), Жамьяна Шадпы, Агвана Лобсана Шойдага Балсанпы и украсив подходящими цитатами из сутр и тантр, Сумати Мани Праджня этод (метод) составил». (Перевели с тиб. О.Л.Волошановский, А.М.Донец, С.Э.Коротков, В.М.Монтлевич.)
12. Бодхисаттвовская клятва или зарождение мысли: «Да спасу я всех живых существ» – субъективация постоянной тенденции дхармакаи к размножествлению с сохранением восприятия Единства каждой иллюзорно единичной виджняной.
13. Четыре безмерных: безграничное милосердие (санскр. maitri, тиб. byams-pa), беспредельное сострадание (санскр. karuna, тиб. snying-rje), беспредельная радость (санскр. mudita, тиб. dga’-ba), равностность (санскр. upeksha, тиб. btang-snyoms). Все они представляют варианты сострадания, расписанные крестом по мандале.
14.. Нацог-Рандол. Карнатантра, опора Великого Учения, называемое «Зерцало механизма глубокого содержания». «Гаруда» 1997, № 2
15. Ганраб Дорже – первое человеческое воплощение Ваджрасаттвы, то есть нирманакая Ваджрасаттвы. Жил в I в. в Уддияне в районе озера Дханакоша. Основатель учений высшей девятой яны ньингмапы – учения дзогчен или атийоги.
16. Ваджрапани - санскр. буквально «ваджрорукий», один из восьми бодхисаттв сынов Будды Шакьямуни. Ваджрапани также воплощает один из трех типов бодхисаттв – бодхисаттву-лодочника, спасающегося одновременно со спасаемыми; два других – это Манджушри – бодхисаттва-царь, спасается первым и затем силой обретенного могущества спасает всех остальных, и Авалокитешвара – бодхисаттва-пастух, загоняя всех в нирвану, спасается последним.
Ваджрапани является хранителем всех тантрийских учений и провоцирующим собеседником Будды, например, в случае проповеди Ваджрабхайрава-тантры.
В ньингмапе Ваджрапани – посредник в линии приемственности между людьми и Адибуддой в системах махайоги, ануйоги и атийоги.
17. Махайога – седьмая яна ньингмапы, первая из трех Внутренних тантр этой школы. Вторая и третья – это ануйога и атийога. С нашей точки зрения есть две версии взаимоотношения этих тантр. Первая, что ануйога и атийога возникли независимо от махайоги. Этой точки зрения придерживается профессор Намхай Норбу. Вторая – что ануйога и атийога есть части махайоги, которые в дальнейшем отделились от нее и образовали собственные линии преемственности, свои теории и специфические практики.
Всех их, так или иначе, традиция возводит к Самантабхадре. О махайоге говорится, что она возникает постоянно, в любом времени и месте, где созревают для этого воспринимающие сознания.
18. Индрабодхи (Индрабхути) – он же Царь Жалпораджа, Царь Джа (rgyal-po-ra-dza), правитель Захора. Ньингмапинская традиция в лице Тартанга Тулку Ринпоче считает, что этот Индрабодхи родился через 28 лет после махапаринирваны и передал Гухьямулагарбха-тантру, полученную от Ваджрапани Кукурадже.
Кроме Жалпораджи, царя Захора, было еще два Индрабхути, причем живших в близкое друг от друга время – в VII и в VIII веках. Поскольку о двух Индрабхути пишут как об отце и сыне, то таковыми могут быть два поздних Индрабхути. Оба были царями Уддияны. Младший Индрабхути был современником Вималамитры и переводчика Вайрочаны.
Кроме того традиция Гухьясамаджа-тантры говорит, что эту тантру получл от Будды Шакья-Муни царь Индрабоддхи, а также подслушивший передачу садовник царя знаменитый махасиддха Сараха. Совпадение имен царей и установок видения позволяет предположить, что и Гухьясамаджатантра и Гухтягарбхатантра иммеют близкие друг к другу источники происхождения.
Интересующихся этим вопросом отсылаем к фундаментальному изданию по истории школы ньингма: Dudjom Rinpoche. The Nyingma School Buddhism. Its Fundamentals and History. Wisdom Publications, Boston, 1991.
19. Дхармадхату – букв. «сфера дхарм». Термин употребляется двояко. Первое – Потенция Проявленности, составляющая Абсолютное безначальное и нескончаемое бытие Адибудды Самантабхадры, как персонификации принципа: «Бытие абсолютно вероятно» в этом случае Дхармадхату пишется с большой буквы и становится субъектом молитвенных обращений.
Второе – сумма сумморум всех проявленных дхарм или иначе – дхармовое пространство, пространство дхарм. Всегда пишется со строчной буквы.
20. См. Guide to the Nyingma Edition of the sDe-dge bKa’-’gyur / bsTan-’gyur. Dharma Publishung, 1983. Vol. I, Pratantra, № 832, p.111.
21. Ibid. № 833, p.111.
22. Ануттарайогатантра, высшая из четырех тантр новых школ, использующая методы быстрого, но рискованного преображения энергии негативных эмоций (клеш) в достоинство Пяти Мудростей, включающая стадию зарождения – отождествление йогина с созерцаемым идамом, и стадию завершения – создание ваджрного тела из структуры нади (каналов), праны (потоков энергии) и бинду (зародышей потенции мысли). Три другие тантры: крийятантра – йога очищения, чарьятантра – йога действий, йогатантра – йога преимущественно стадии зарождения или тантра внутренней йоги.
23. Dudjom Rinpoche, Jikdrel Yeshe Dorje. The Nyingma School of Tibetan Buddhism. Its Fundamentals and History. Vol. I, p.639–640.
«Синяя Летопись» (тиб. Deb-ther snon-po), с.83. Перевел с тиб. Ю.Н.Рерих. Перевели с англ. О.В.Альбедиль и Е.Ю.Харькова. Готовится к печати.
24. Ешей Агван Даргьей, Ешей Рабден, гэгэн Кьенце. Практика Ваджрасаттвы. Перевел с тиб. Бриан Бересфорд. Дхарма, 1980 г. Перевел с англ. О.В.Альбедиль.
25. Cм. А.И.Железнов. К вопросу о буддийской методологии. В сборнике «Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока». Улан-Удэ, 1996, с.12–35.
Поклоняюсь Трем Драгоценностям2.
Да освобожу я всех живых существ.
Да достигнут они состояние Пробуждения.
Так родится во мне полнота Бодхичитты3.
Троекратным повтореним этого обретается сила опоры [cила Идама].
[I сила – это Первый из четырех разделов метода]4.
Om SVA BHa VA SHUD DHa: SARBA DHARMa: SVA BHa VA SHUD DHO HAm
(ОМ СВАБХАВА ШУДДХА САРВА ДХАРМА СВАБХАВА ШУДДХО ХАМ) – все дхармы превращаются в шуньяту.5
Из шуньевого пространства в одно мгновение я сам проясняюсь Ваджрасаттвой6 с BAm7 на макушке. Из него – лотос со слогом A, из него лунный мандала с Hum на нем, из Hum белый пятиконечный ваджр, отмеченный в центре слогом Hum8.
От ваджра свет распространился, осуществил два деяния9, полностью (обратно) собрался10, от этого преобразования – Ваджрасаттва [у меня на макушке] с телом белого цвета11, одним лицом, двумя руками, держащими ваджр и дильбу; обнимает юм Дорже Нима Гарму12, одноликую, двурукую, держащую дигуг и тодпу.
Оба украшены шелками и различными драгоценностями. Яб (Ваджрасаттва) сидит в ваджрасане13. У обоих на макуше Оm, в горле a:, в сердце Hum. Из сердечного Hum свет распространился; (этим) пригласил джняну14, подобного самому (Ваджрасаттве).
JA Hum BAm HO:15 – [Ваджрасаттва на моей макушке] недвойственным с (джняной) становится.
Снова из сердечного Hum свет распространился, Божеств абхишека16 пригласил.
Прошу всех Татхагат даровать абхишеку!
Этой просьбе вняв, Они, подняв бумбу, наполненную нектаром мудрости,
Om SARBA TA THa GA TA A BHI shE KA TA SA MA YA SHRI YE Hum– абхишек дают; все тело [Ваджрасаттвы на макушке] наполняется нектаром мудрости, (нектар переполняет тело и выходит сверху), этот избыток становится Акшобхьей17 – головным украшением18.
(ОМ САРВА ТАТХАГАТА АБХИШЕКАТА САМАЯ ШРИЕ А ХУМ)
В сердце19, на луне слог Hum, вокруг него вращается стобуквенная мантра20.
О, Бхагаван Ваджрасаттва!
Прошу очистить от всех помрачений (грехов-скверн) меня и всех живых,
И от всех нарушений обета!
Это есть сила совершенного успокоения.
[2-ой раздел метода закончен]
Так взмолился и от четок сердечной мантры и Hum свет распространился, грехи всех живых очистил, Буддам и бодхисаттвам с окружением радостную жертву поднес21. Все достоинства их Тела, Речи и Мысли полностью в свет собравшись, в четки мантры и Hum входят. От них белый нектар непрерывным потоком нисходя, через промежуток соединения яб-юм выходит и войдя в меня через отверстие Брахмы наполняет непрерывно (мое) тело нектаром мудрости, очищая три двери22 от всех грехов-скверн.
Om BAJRA SATVA SA MA YA | ОМ ВАДЖРАСАТТВА САМАЯ | |
MA Nu Pa LA YA | МАНУПАЛАЯ | |
BAJRA SATVA TVE NO PA TIshthA | ВАДЖРАСАТТВА ТВЕНО ПАТИШТХА | |
Dri dHO ME BHa BA | ДРИДХО МЕ БХАВА | |
SU TO shYO ME BHa BA | СУТОШЙО МЕ БХАВА | |
SU PO shYO ME BHa BA | СУПОШЙО МЕ БХАВА | |
A Nu RAKTO ME BHa BA | АНУРАКТО МЕ БХАВА | |
SARBA SID DHI MME PRA YA TSTSHA | САРВА СИДДХИ МЕ ПРАЯЧЧХА | |
SARBA KARMa SU TSA ME | САРВА КАРМА СУЧА МЕ | |
TSITTAm SHRi: YAm KU RU Hum | ЧИТТАМ ШРИЯМ КУРУ ХУМ | |
HA HA HA HA HO: BHA GA VA NA | ХА ХА ХА ХА ХО БХАГАВАН | |
SARBA TA THa GA TA | САРВА ТАТХАГАТА | |
BAJRA Ma ME MUNYTSA | ВАДЖРА МА МЕ МУНЧА | |
BAJRi BHa BA | ВАДЖРИ БХАВА | |
MAHa SA MA YA SATVA a: Hum PHAt | МАХА САМАЯ САТТВА А ХУM ПАТ23 |
Повторяемая мантра и очищаемые скверны не имеют собственной природы (суть шунья), это рассматривается как сила противодействия всем врагам.
[3-й раздел метода закончен].
Я, неведующий, отойдя от обетов, нарушил (их).
Владыка-Учитель, будьте моей защитой!
К Держащему Верховный Ваджр24, к тому,
Чья сущность Великое Сострадание,
К Хозяину всего живого25 прибегаю!
Ваджрасаттва говорит:
О сын Рода!26
Твои грехи-скверны и все нарушения обетов, Очистив, удаляю!
Так сказав, (Он) входит в меня и мои три двери становятся нераздельными с Телом, Речью и Мыслью Ваджрасаттвы27.
Произнесение с твердой мыслью обета есть сила вновь и вновь отвращающая от греха.
[4-й раздел метода закончен]28.
[(Благопожелание):
Через это созерцание,
быстро достигнув состояния Ваджрасаттвы,
пусть я приведу к этому состоянию
всех без исключения существ!]
Этот действенный метод созерцания, произношения и совершения Ваджрасатвы, составленный Дже Сумати Праджней, осуществил и записал в девятом месяце года Железа-Лошади (1870 г.) Агван Лубсан Галсан Жинба (Вахиндра Сумати Бхадра-кальпа-дана)29.
1. Название текста на тибетском: rDo-rje-sems-dpa’i sgrub-thabs zhugs-so.
2. Три Драгоценности – Будда, Дхарма, Сангха.
3. В этих трех строках содержится: (а)«порождение мысли» или обет бодхисаттвы, (б)приводящий живых к наивысшему состоянию Будды, что (в)раскроет и во мне самом полноту бодхичитты.
О бодхисаттвовской мысли Шантидэва говорит:
4. Любой текст становится понятным при прояснении его структуры. Что касается данного текста, то мы уже в самом тексте имеем указание на то, что он делится на четыре части. Прежде чем пояснить такое деление приведем самый короткий из известных нам текстов созерцания Ваджрасаттвы.
На макушке лотос, луна, Ваджрасаттва с Юм. Om BAJRA SATVA HUM – произносить сколько можно.
Без труда можно заметить, что четыре силы первого метода в точности соответствуют четырем строкам краткого текста.
Что это за силы?
5. Мантра Om SVA BHa VA . . . – букв. перевод: «По природе чисты все дхармы, по природе чист я сам». Это мантра познания равной природы всех дхарм, внешних и внутренних, их взаимосвязи и самой этой равностности. Такая установка означает переживание отсутствия индивидуального «я», или познание шуньевости, «пустотности» всех дхарм. Поэтому результат чтения этой мантры во всех садханах – превращение дхарм в шуньяту. Иначе эта мантра называется «мантрой очищения».
6. «Из шуньевого пространства я сам проясняюсь Ваджрасаттвой...» – мир начинается заново, с чистой страницы, и надо иметь ввиду, что это происходит ежемгновенно. «Шуньевое пространство» или «шуньевая сфера» – это чистая метрика пространства акаши, в котором чистые существа, обладая бесконечными и совершенными формами (мир самбхогакаи), не на миг не отождествляют себя с ними, не впадают в неведение. Здесь они наслаждаются неисчерпаемым блаженством общения и воспринимаемы лишь особо продвинутыми практиками из мира желаний (камадхату).
В словосочетании «шуньевое пространство» предикат «шуньевое» выражает основную особенность восприятия существ чистой сферы самбхогакаи:
(Садхана Дамдина)
В этом идеальном мире йогин, минуя заблуждения сансары, сразу рождается совершенным существом.
7. Слог BAm есть аналог санскритского «papa» (тиб. kha-na, sdig-pa) – ошибка, грех, порок, вина. Предлагается трансформировать Bam в белый восьмилепестковый лотос с зеленоватым центром и красно-желтоватыми тычинками.
8. Зародышевый слог a: есть сила Речи Будд; зародышевый слог Hum есть чистая мысль недвойственности блаженства и шуньяты, или интуиции и метода.
9. «От ваджра свет распространился, осуществил два деяния,...» – в более подробном описании есть поясняющее добавление: «для себя и для других» (тиб. rang-gi-gdon gzhang-gi-gdon). Любое действие («свет распространился») в нераздельности реализует себя самое и одновременно наблюдаемо другими; в нравственном аспекте – это единство эгоизма и альтруизма. В еще более подробных вариантах садханы конкретизируется: для себя – «подносят жертву, радующую будд и бодхисаттв («на концах некоторх лучей света – богини жертвы в руках держат всевозможнцые жертвенные предметы, безмерно распространяются, поднеся жертву Буддам и Бодхисттвам десяти сторон, рождают в их сознании редкое непорочное блажениство».)»; для других – «очищают грехи всех живых существ, [возбуждая в них достоинство Ваджрасаттвы]» (вариант – «И снова на концах некоторых лучей света распространяются Ваджрасаттвы, отец и мать, равные по количеству числу живых существ. Становятся на макушку каждого живого существа...» (Цитата из «Метода созерцания с повторением (мантр) Ваджрасаттвы, называемый «Луна, рассеивающая горящие мучения грехов...»).
Графемы этих двух действий соответственно: «для себя» – радуга, «для других» – лучи. См. «Чакра лучей и радуг».
Двоедействие света, своеобразный кентавр света, символизирует целостность мира, всесвязность, и это соответствует махаянскому видению. Наличие только одного из действий подразумевает иное видение.
10. «...полностью обратно собрался» – этими словами описан самый удивительный этап созерцания. Дело в том, что атрибуты буддийских божеств (мечи, пики, чаши, цветы, предметы бытового обихода, геометрические формы), описанные в садханах, виды движений – все это имеет аналоги в обычном человеческом обиходе. Но никогда нам не встретить физического явления, когда бы свет, исшедший из источника, в какой-то момент повернул и вернулся бы в него снова. Есть такое только в астрофизической гипотезе большого взрыва, в том его варианте, когда массы Вселенной достаточно, чтобы процесс разбегания вещества остановился и начался этап сжатия, когда все, исшедшее из начальной сингулярной точки, в нее бы и вернулось. Затем цикл начинается снова, с иными начальными условиями и естественно с иным продолжением. Это «иное продолжение» соответствует трансформации, например, слога Hum в ваджр, или ваджра в Ваджрасаттву. Таким сравнением мы не приуменьшим космичность и безвременнность процесса созерцания Ваджрасаттвы, моделирующего, как видим, процессы космичеческого масштаба как во времени, так и в пространстве, процессы Бытия в масштабе Вселенной. Это вдохновляет и налагает ответственность, укрепляет веру, придает уверенность и решимость, подтверждает принцип равноправия Части и Целого.
Графема процесса «полностью обратно собрался» – лучевые крючки, образующие вокруг идама Вселенский световой лотос.
«Вселенский световой лотос» образуется многократным исхождением и возвратом света к источнику. Каждое двухсоставное движение в прямом и обратном порядке соответствует реализации прямого и обратного порядка Пратитьясамутпады Буддой Шакьямуни непосредственно в момент Пробуждения; каждое такое движение есть пульсация, аналог кальпы. Вероятностный набор таких пульсаций образует вишвападму, что ест
Трон возможности жизни – «без цветка нет плода». Пульсирующая модель, модель биения, подобная двойному прочтению Пратитьясамутпады пронизывает все живое от молекул ДНК до ритма дыхания и биения сердца – весь Мир «построен» по единому плану. См. «Чакра лучей и радуг».
11. «...Ваджрасаттва с телом белого цвета...». Белый цвет тела Ваджрасаттвы – знак его родства с Самантабхадрой и Вайрочаной. Самантабхадра в традиции Дандарона – «блестящий» – символ лучистости-как-таковой (изображается золотым); в большинстве традиций он синий. Вайрочана почти всегда белый (может изображаться и синим). Все три связаны с процессом осознания в его трехступенчатой иерархии:
12. Дорже Нима Гарма, (тиб. rDo-rje bsNyems-ma dKar-mo), букв. «Ваджрно-дерзкая Белая». В йогатантре Ваджрасаттву представляют одиноким, в ануттарайогатантре с супругой (тиб.: yum). В традиции Дандарона о Дорже Нима Гарме говорят так:
13. Если Ваджрасаттву созерцают одиноким, то его надо представлять в лалитаасане (правая нога слегка выдвинута вперед). При чтении мантры нектар и свет исходят из большого пальца правой ноги.
Белый лотос под Ваджрасаттвой означает, что поток его сознания незагрязнен недостатками сансары, подобно тому как лотос поднимается незагрязненным из болотной трясины.
Далее, подобно тому, как все мучаются от солнечного жара и отдыхают в лунной прохладе, так диск луны освобождает живые существа от боли, вызываемой клешами.
Если ноги Ваджрасаттвы скрещены в алмазной позе, то это означает с одной стороны, что его великое сострадание распространяется не только на него одного (как в тхераваде), с другой стороны – хотя он и не покидает сансару ради помощи другим, тем не менее его понимание пустотности (шуньевости) сансарного бытия охраняет от воздействия мирской спутанности.
Тело Ваджрасаттвы белое – знак совершенной чистоты.
У него один лик, потому что его ум однонаправлен и все он видит как имеющее один вкус благодаря пониманию шуньевости всех дхарм без исключения.
Пять драгоценностей на его короне – символ Пяти Мудростей.
Его волосы, увязанные на макушке в узел и увенчанные драгоценностью – знак того, что он есть Владыка как сансары, так и нирваны.
Его правая рука символизирует относительную истину, а левая – абсолютную.
Ваджр в правой руке – это метод, великое блаженство (махасукха); дильба в левой руке – это интуиция, познающая шуньяту. Обе руки вместе есть символ нераздельности метода и интуиции, блаженства и шуньяты.
Восемь украшений (корона, серьги, браслеты на руках, браслеты на ногах, ожерелье нагрудное, ожерелье поясное, золотой пояс, пятисоставные одежды) указывают на то, что в тантрийской практике все объекты применимы на пути и что главное украшение йогина – это интуиция, познающая шуньяту.
Пять шелковых одежд (блуза до пояса, наплечная накидка, ленты под короной, ниспадающий на спину широкий шелковый платок, опоясывающее чресло одеяние в виде юбки) есть символ четырех путей собирания учеников (подаяние, гармоничная речь, индивидуальный подход, многозначительное поведение), или четыре типа деяний Будды (умиротворение физического и психического недомогания, благоподаяние чувства полноты бытия и гармонии, йогическое воздействие для контроля над ситуацией, гневное усмирение ошибок и разрушение препятствий).
Сам Ваджрасаттва – это Великое Блаженство, Юм – шуньята, а их единство есть Мудрость нераздельности блаженства и шуньяты.
Капала с кровью в руке Дорже Нимы Гармы – это шуньята (кровь мар в гневных методах), сама чаша – символ сострадания или метода, символ бодхичитты. Ваджрное лезвие дигуга в правой руки юм – это символ отсечения веры в индивидуальное «я».
Е.А.Даргьей, Е.Рабден, гэгэн Кьенце. Указ соч. Cм. Прим.24 к Предисловию.
14. «...пригласил джняну, подобного самому (Ваджрасаттве)..». Джняна (тиб. ye-shes), букв. «изначальное знание», неличностное знание, коим обладает тот, кто не имеет индивидуального «я», то есть Будда и в частности Самантабхадра.
Виджняна – сознание, индивидуальная сопричастность джняне. Ее персонификацией является Ваджрасаттва. Между джняной и виджняной должен находится механизм их соединения (приставка «со» в слове «сознание»), – это Видение, голый факт осознания (rig-pa), элементарный эффект автозеркалирования. Его персонификацией является Вайрочана, его атрибут зеркало.
В традиционной трактовке под джняной понимается истинный, то есть обладающий знанием саттва, джнянасаттва (тиб. ye-shes sems-dpa’, Ваджрасаттва I). Йогин, превращающийся и затем пребывающий в сотоянии Ваджрасаттвы это самясаттва (тиб. dam-tshig sems-dpa’), саттва обета, обещавший реализовать Ваджрасаттву (Ваджрасаттва III). Предствляемый образ Ваджрасаттвы на голове, проективный Ваджрасаттва, это самадхисаттва (тиб. ting-nge-’dzin sems-dpa’, Ваджрасаттва II). Кроме того самадхисаттвой считается сердечный слог в сердце Идама (йогина), в случае Ваджрасаттвы это Hum.
15. «JA Hum BAm HO: – недвойственным с (джняной) становлюсь». Джнянасаттва, истинный Ваджрасаттва и самадхисаттва, или проективный Ваджрасаттва, становятся неотличимыми друг от друга. Это осуществляется в четыре этапа, в этом методе не расшифрованы.
На JА – приглашение будд в виде Ваджрасаттвы над головой самаясаттвы, то есть над йогином; на Hum – соединение этих будд с представленным Ваджрасаттвой, то есть соединение джнянасаттвы с самадхисаттвой; на BAm – происходит их отождествление; на HО: – обретение силы истинного Ваджрасаттвы, окончательное объединение всех саттв. Это предварительный абишек, или абишек для проективного Ваджрасаттвы.
16. «Божества абхишека» – обычно это Пять Дхьянибудд с окружением: «В центре...Акшобхья. На востоке и юго-востоке божества с Вайрочаной во главе; на юге и юго-западе – Ратнасамбхава; на западе и северо-западе – Амитабха; на севере и северо-востоке – Амогхасиддха». Пять Дхьянибудд вместе с пятью мудрами (юмы Дхьянибудд) являются сущностью пяти нектаров. Все пять нектаров, сплавленные вместе и есть «нектар мудрости», льющийся на голову посвящаемому, получающему таким образом право на созерцание вплоть до превращения в Ваджрасаттву.
17. Акшобхья возникает из мениска избытка нектара, выступающего из отверстия Брахмы на макушке йогина. Дхьянибудды во главе с Акшобхьей располагаются над головой в виде короны.
18. «Акшобхья становится головным украшением» – это украшение изображается в виде каплевидного образовани над ушнишей будд или бодхисаттв; обычно его называют санскритским словом «бинду» (тиб. thig-le) в знак единства Мудростей Дхьянибудд.
19. «В сердце» – имеется в виду сердце проективного Ваджрасаттвы, представляемого над головой созерцателя.
20. Слога мантры расположены вертикально по краю лунного диска; вращение вправо, впереди идет слог Оm, остальные следом, то есть мантра записана против часовой стрелки. Как только мантра начинает вращение, синий Hum в сердце Проективного Ваджрасаттвы становится белым. При повторении мантры нектар и свет непрерывно исходят от букв и зародышевого слога Hum.
Мантра вращается, независимо от нашего желания, мы, лишь заметив это по указанию Учителя, усиливаем резонанс уровней нашего существа, и, пережив целостность, можем достичь Ясности Видения Всего. Истинная и безличная причина вращения вообще и мантры в частности, а значит и живого – это нессиметрия «кванта» пространства, символически описываемая в текстах как «дупло драгоценности». Именно порядок выхода махабхути из дупла драгоценности (воздух-огонь-земля-вода) образует вращение, в правом или левом варианте, чем реализуется Тело, Речь и Мысль Совершенных.
Вращением мантры свет обращается в нектар, нектар – это «свет в сосуде». Вращение насильственно собирает свет в фигуру ратны (сосуд), вселенский лотос света «закрывается» в бутон. Пойманный свет нектаром стекает в йогина и является очищающим источником (бинду) потока (прана) колебаний (нади), то есть формирует собой центральный канал – авадхути (санскр.avani – поток, dhuti – колебание).
21. «...грехи всех живых очистил, Буддам и бодхисаттвам с другими радостную жертву поднес» – это и есть упомянутые выше два действия света. (См. прим.9).
22. «Три двери» – в данном случае тело, речь и мысль йогина.
23. Приведена санскритсткая транскрипция стослоговой мантры. Ее произношение многовариантно в разных районах и странах. Так она звучит в некоторых районах Бурятии:
Читая мантру, не обязательно знать ее смысл, тем более, что есть мантры, и их большинство, которые перевести невозможно. Поэтому мантры читают на их родном языке, на санскрите, священном языке Пробужденных. Тем не менее приведем вариант расшифровки данной мантры.
Во втором столбце дан комментарий упомянутых трех лам, в третьем – значение мантры из текста «Метод созерцания и чтения мантры Ваджрасаттвы, называемый “Лунный свет, очищающий жар грехов, несчастий, омрачений и падений”».
Ежедневно положено повторять стослоговую мантру не менее двадцати одного раза. Оптимальный ритм, реализующий парамиту усердие, это 100 раз в день. Если ситуация неблагоприятна для созерцания, то рекомендуется повторять краткую мантру – Om BAJRA SATVA HUM, польза будет та же, что и от повторения стослоговой мантры. Но Учителя всегда подчеркивают, что повторение мантры с созерцанием во много раз эффективнее, чем просто повторение мантры.
Согласно Е.А.Даргьею, Е.Рабдену и гэгэну Кьенце неспешное повторение мантры, ее «умное бормотание» может сопровождаться одним из трех видов представлений:
(«Грязная вода» не может просто так исчезнуть или испоганить некий «нижний» мир. Она как и все состоит из махабхути, чье конечное превращение – Чистые махабхути или Пять Мудростей и, наконец, Ясный Свет. Подобное «безодходное доусвоение» наших клеш осуществляют особые существа, для которых грязная вода клеш привычная пища, которую они могут «переварить» – поглощая осадочные махабхути они сразу превращают их в Свет. Подобный процесс созерцается в некоторых методах Ваджрасаттвы. – В.М.).
Когда все клеши удалены, все живые и вы представляете себя как чистейший сверкающий кристалл.
24. «Держащий Верховный Ваджр» – Ваджрадхара, адибудда школы гелуг.
25. «Хозяин всего живого» – Ваджрасаттва.
26. «...сын Рода»: сын – йогин-Ваджрасаттва, род – здесь это ваджрный генезис, происходящий от Ваджрадхары и Ваджра-Акшобхьи. В ньингмапе – это род Самантабхадры и Вайрочаны («Мы, Самантабхадра!»).
27. «Мои три двери становятся нераздельными с Телом, Речью и Мыслью Ваджрасаттвы» – все три саттвы стали как один, йогин превратился в Ваджрасаттву и, читая мантру, старается пребывать в таком состоянии. Подробности удержания себя в состоянии Ваджрасаттвы и взаимодействия с окружающими в этом методе не рассматриваются.
28. Метод иногда рассматривается с позиции Трех стадий.
При благоприятном результате созерцание заканчивается переживанием невыразимого блаженственного света, йогин обретает достоинство Окончательного Ваджрасаттвы, такая стадия называется Джнянаваджрайогой.
29. Публикуемый текст согласно колофону составлен Дже Сумати Мани Праджней. Его реализовал и записал (издал) в году Железа-Лошади (1870 г.) настоятель Цугольского дацана (Бурятия) Агван Лубсан Галсан Жинба [в миру Дылгиров] (1816-после 1872).
Подобно камню алхимика, превращающему простые металлы в золото, бодхисаттвовская мысль, касаясь этого нечистого тела, превращает его в Пробужденное Существо. Поэтому твердо держитесь этой бодхисаттвовской мысли.
Кратчайшее созерцание Ваджрасаттвы
Пребывает джняна, недвойственен с ней.
От сердечной мантры-четок свет и нектар.
Грехи-омрачения все очистил и благословение обрел.
– так созерцать.
Акаша – дхарма,
Но время, шунья –
Лишь взгляд акаши на себя,
Пустые мысли в гладкости сплошного.
ОМ БАЗАРСАДА САМАЯ | МАНУБАЛАЯ | БАЗАРСАДА ДЕНОВА ДИСТА | ДИДО МЕВЕВА | СУДАХАЯ МЕВЕВА | СУБОХАЯ МЕВЕВА | АНУРАГДА МЕВЕВА | САРВА СИДХИ МЕВАРЪЯСА | САРВА ГАРМА СУЗАМЕ | ЗИДАМ ШИРЪЯМ ГУРУ | ХУМ | ХА ХА ХА ХА ХО | БХАГАВАНА | САРВА ТАТХАГАТА | БАЗАР МАМЕ МУНЗА | БАЗАР БХАВА | МАХА САМАЯ САДА | А | ХУM | ПАД
Мантра
Комментарий
«Лунный свет...»
Om (А-У-М)
Три буквы, соответствующие Телу, Речи и Мысли Будды
Прояви семя Ваджрного Тела
BAJRA SATVA SA MA YA | MA Nu Pa LA YA
Буду соблюдать обет Ваджрасаттвы
BAJRA SATVA TVE NO PA TIshthA
Да буду я защищен тобою
Буду пребывать в состоянии Ваджрасаттвы
Dri dHO ME BHa BA
Пребудь со мной неизменно
Буду тверд по природе
SU TO shYO ME BHa BA
Благоволи ко мне
Буду радостен по природе
SU PO shYO ME BHa BA
Благостен будь ко мне
Буду по природе распахнут
A Nu RAKTO ME BHa BA
Благорасположен будь ко мне
Буду любящим по природе
SARBA SID DHI MME PRA YA TSTSHA
Даруй мне все сиддхи
Да обрету все сиддхи
SARBA KARMa SU TSA ME
Сделай добрыми все мои действия
Да проясню до конца свою карму
TSITTAm SHRi: YAm KU RU
Cделай прекраснейшим мой ум
Да осуществлю блеск мысли
Hum
Семенной слог, представляющий изначальное осознание
Проявлю семя Ваджрной Мысли
HA HA HA HA HO:
Проявлю Пять Мудростей
BHA GA VA NA
Благословенный или Одаренный трансцендентный Разрушитель
Он разрушил все заблуждения ума и вышел за пределы этого мира
SARBA TA THa GA TA
Все Такошествующие
BAJRA Ma ME MUNYTSA
Не отрину ваджрность
BAJRi BHa BA
Существо ваджрной природы
Буду ваджрным по природе
MAHa SA MA YA SATVA
Держатель великой клятвы
a:
Проявляет семя Ваджрной Речи, означает нерожденность всех дхарм
Hum
Символизирует блаженное состояние чистого сознания Ваджрасаттвы
Согласно сочинению «Ваджрное Острие» смысл таков: «Что есть слог Hum? Разрушая возникающие страдания, убивает яд мантрой. Убив, разрушает узы сансары. Именно такой слог Hum следует понимать как высший»
PHAt
Все клеши и внешние препятствия разрушаются этим звуком
Проясняя Мудрость Недвойственности Блаженства и шуньяты, разрушает противоречия. PHAt побеждает врагов, друзей и всех других
Созерцание Ваджрасаттвы может структуироваться разными способами. В Комментарии мы рассмотрели его с позиции четырех сил и трех стадий. Если созерцать Ваджрасаттву ежедневно, то практику можно рассматривать как сменяющие друг друга четыре посвящения, последовательно реализующие Четыре Тела Будды. При этом на каждое посвящение надо произносить стослоговую мантру не менее семи раз.
Хотя и пишется об этапах созерцания, в реальности созерцание происходит все сразу и по частям одновременно.
В конце созерцания Ваджрасаттва обращается к вам : «О сын Рода! Твои грехи-скверны и все нарушения обетов, очистив, удаляю!» Так сказав, (Он) входит в меня и мои три двери становятся нараздельными с Телом, Речью и Мыслью Ваджрасаттвы».
В этот момент происходит следущее. На сердце есть неуничтожимая особая, внепространственная и вневременная точка – бинду (тиб. thig-le), ей соответствует наиболее тонкая форма сознания – читта (тиб. sems) и наиболее тонкий вид энергии – ваю (тиб. rlung). Они есть ваши внутренние тело, мысль и речь соответственно. Именно в них растворяется входящий в вас в конце созерцания Ваджрасаттва. Ощутив этот момент, надо как можно дольше продолжать в таком состоянии, не оставляя понимания, что все происходящее есть шуньята.
Предисловие, перевод текста, примечания и комментарий В.М.Монтлевича.
Публикация подготовлена на основании устных наставлений Б.Д.Дандарона (1914–1974), аграмба-ламы Ц.Гатавона, ширетуя Иволгинского дацана Цыбена Цыбенова, ламы Дхарма Доди (1900–1993).
Использованные переводы садхан Ваджрасаттвы, в разное время исполнили ученики Дандарона: О.Ф.Волкова, В.Н.Пупышев, А.М.Донец, автор публикации, а также С.Э.Коротков, В.Е.Ушаков и О.Л.Волошановский.
Учтены также публикации лам Ешей Агвана Даргьея, Ешей Рабдена, гэгэна Кьенце и Карма Агван Йонтана Чжамцо. Цитаты из сочинений названных тибетских лам перевел О.В.Альбедиль.