История Тантры Ваджрабхайравы наиболее подробно излагается в сочинении 1718 г. тибетского ученого Гунчен Чжамьян Шадпы Дорже (1649–1723) «История распространения Учения божества Шри Ваджрабхайравы, Победителя Трех Миров, называемая Кладезь Всех Сиддх» (dPal rDo-rje-'jigs-byed-kyi chos-'byung khams gsum las rnam par rgyal-ba dngos-grub kun-kyi gter-mdzod ces-bya-ba). Нам известен рукописный вариант этого сочинения на 417 листах, краткое описание которого дал Б.Д.Дандарон (Б.Д.Дандарон, П.И.Хадалов, Л.Ж.Ямпилов. Описание сочинений Гунчен-Чжамьян-Шадпа-Дорже. АН СССР, Улан-Удэ, 1962, с.57–58):
Автор говорит, что в мифической стране Дагинь проповедовали тантризм в трех вариантах: в самом широком, в среднем и в самом кратком планах. Однако первые два варианта не были описаны в тантрийской литературе, поэтому в данной книге речь идет о самом кратком варианте проповеди тантры в страние Дагинь. При этом указывается, что через 28 лет после погружения Будды в нирвану учение Ваджрабхайравы было распространено в Южной Индии в городе Бади-Кирти неким йогом Лалитаваджрой… Лалитаваджра являлся одним из пандитов университета Наланды. По происхождению он брамин из города Одивиша Южной Индии. Шри Лалитаваджра – это не собственное его имя, а тантрийское прозвище. Гунчен приводит тибетский вариант его собственного имени Чогэг-Дорже ('Jo-sgeg rdo-rje)… Примерно в Х в. это учение проникает в Непал, откуда в ХI в. распространяется в Тибете благодаря деятельности известного йога Ра-лоцавы Дорже-Тагпы из местности Лато Ньянам (La-stod gnya' snam). Он воспринял это учение от непальского йога Дибамкара-ракшиты… По непальской традиции Ра-лоцава развивал тантрийскую систему [Ваджрабхайравы] вплоть до Цзонхавы, который в XIV в. внес в нее изменения и дополнения.
Иначе изложил историю распространения тантры в тибете Гой-лоцава Шоннупэл в «Синей Летописи» (Подготовлена к публикации редакторской группой «Гаруда» в издательстве «Евразия»). Хотя тантру Ваджрабхайравы передавал и Атиша (982–1054), принято распространение ее в Тибете связывать с именем Ра-Лоцавы Дорже-Тагпы (1016-?) – знаменитого йогина и переводчика. Он посетил Индию и Непал. В Непале учился у знаменитого Махакаруны, ученика Наропы. От Махакаруны Рало получил многие тантры и, в частности, «Шри-Ваджрабхайрава-нама-тантру» а также тантру Черного Ямантаки. Ра-лоцава деятельно распространял многие тантры, но прежде всего тантры Ваджрабхайравы и Ямантаки. Он участвовал на знаменитом соборе в Ньеле, что в Самботе, на котором присутствовало 2000 его учеников, имевших копии текста «Кришнаямари-тантрараджи». Ра-лоцава составил своеобразный прейскурант оплаты за получение наставлений, так за «Шри-Ваджрабхайрава-татнра-раджу» надо было заплатить один сан золота (1 сан = 37,3 г.).
Устный рассказ о возникновении этой тантры был записан в 1970 г. со слов лам Иволгинского дацана и буддистов Кижинги:
Перед махапаринирваной Будды, хранитель тайных аспектов Учения Ваджрапани напомнил Блаженному, что есть еще одна, важная для периода Калиюги Тантра, которая еще не была проповедана – Тантра Ваджрабхайравы. Блаженный, погрузившись в самадхи и обретя себя в центре мандалы, проповедал эту Тантру Симхамукхе – Львиноголовой Дакини. Почти через тысячу тысячу лет после Его нирваны, в VII в. индийский йогин Лалитаваджра, созерцая Манджушри, обрел сиддхи и постиг мир дакиней. Там он встретил Симхамукху и просил наставлений. Симхамукха (тиб. Seng-ge don-ma – Сэндэма) передала ему Тантру Ваджрабхайравы.
В Тибет тантру принес Ра-лоцава. Чтобы показать ее силу Ра вместе с Дарма Доди, сыном Марпы (1012–1097), устроили мистическое состязание. Победа осталась на стороне Рало, Дарма Доди погиб, упав в пропасть с испуганного коня.
Традиция Ваджрабхайрава-тантры Ра-лоцавы сохранилась, но более распространена традиция Цзонхавы (1357–1419), восходящая к его пространной садхане «Драгоценный ларец» – Заматог. Именно эта садхана стала основой более кратких садхан и многочисленных комментариев.
Самой подробной и до сих пор непревзойденной разработкой Ваджрабхайрава-тантры является сочинение тибетского ученого и созерцателя XVIII в. Лхундуб-пандиты. Он составил подробнейшее описание Стадии зарождения (утпаннакрама) на 142 листах большого формата (равного длине тибетской стрелы), т.к. называемый Кьедрим (в Бурятии и Монголии произносят Жедрим) и Согрим (Зогрим) – описание Завершающей стадии практики (сампаннакрама) на 100 листах.
Обе книги хранились в библиотеке Далай Ламы в Лхасе, тщательно охранялись и выдавались исключительно для чтения только по специальному разрешению.
Примечательна история того, как эта секретность была нарушена, и обе книги попали в Бурятию (записано в 1981 г. со слов Бато-Далая Дугарова; последний услышал от Дид-хамбы Агинского дацана Жинба-Жамцо Эрдынеева):
В ХIX веке в Агинском аймаке жил молодой лама Намнанэ (сын Намньяна). Он был ламой-бродягой. Появлялся где попало, пьянствовал, скандалил, отбирал у мирян еду, насиловал девушек, сдирал с женщин украшения. Дрался на праздниках и обладал большой физической силой.
И вот, в тридцать лет он вдруг пришел в Агинский дацан во время ритуала Авалокитешвары и попросил разрешения присутствовать. Ламы меж собой переговорили и из-за робости перед ним разрешили. Такой ритуал длится три дня, нельзя есть, вставать, говорить, можно только смачивать водой горло. Самые сильные ламы могли подряд совершить этот ритуал 10 раз. А Намнанэ-лама провел его 108 раз подряд.
И тогда все присутствовавшие поняли, что он – необычный лама. Стали подносить ему еду, деньги, дары. Он потом все раздал мирянам и дацану. А сам сказал, что удаляется созерцать Ямантаку на гору Алханай – священное место в Агинском аймаке. Там он провел несколько лет и поехал в Тибет. Туда в это время отправлялись ламы и он попросил их взять его с собой.
Когда они приехали в один из монастырей Тибета, монахи не обратили на бурятских лам никакого внимания, но все заговорили о том, что на улице в телеге сидит мол сам Ра-лоцава.
В другом пересказе эта история выглядит так. Монастырь этот был сакьяский, там был в это время сакьяский Панчен; все ученики его обладали памятью прошлых рождений, и когда Намнанэ появился на пороге храма, монахи стали перешептываться: «Смотрите, Ро приехал! Давно мы тебя не видели!»
Далее Намнанэ-лама двинулся в Лхасу, жил около Поталы и с разрешения Далай-ламы XII получил доступ к книгам, которые считались самыми секретными. И здесь он был признан как Ра-лоцава, приехавший из Северной Халхи (Бурятии) с неведомой горы Алханай. В тайне от всех он по листу выносил текст Жедрима и Зогрима Ямантаки, сочинение Лхундуб-пандиты, и переписал эти два сочинения полностью. Предание говорит, что Лхундуб-пандита ослеп, когда в пещере писал эти книги. Итак, когда Намнанэ-лама закончил переписывание, он втайне покинул Тибет.
За ним была погоня, чтобы убить и отнять тексты. Не доехав до Кяхты и чувствуя, что его настигают, он зашел к русским, старообрядцам, и за несколько часов овладел русским языком. Попросил, чтобы его закопали в земле подальше от воды, а он мол будет в таком состоянии, что ему ничего не сделается. Когда же придут люди из Тибета и спросят такого-то, то надо сказать, что он умер и захоронен. Они пойдут на место захоронения, чтобы вывести меня из самадхи. Но для этого нужна вода, а т.к. воды не будет, то они махнут рукой и уйдут. Когда же они уйдут, вы принесите воду и я оживу. Как он сказал, так и случилось.
Придя в Агинск, Намнанэ-лама отдал переписанные книги монастырским печатникам. Один экземпляр он отправил Далай-ламе. Тот был удивлен и спросил: «Откуда это!?». Ему сказали, что эти книги прислал Ро-лоцава из Алханая. На это Далай-лама ответил, что «очевидно пришло время напечатать эти книги» и издал указ иметь их по одному экземпляру каждому габжа-ламе, практикующему тантру.
В Бурятии некоторые считают, что Намнанэ-лама – это Марпа-лама.
В конце XIX и в начале ХХ века Ваджрабхайрава-тантру распространял в Бурятии настоятель одного из монастырей Гумбума Джаягсы-гэгэн (Кэлсан Цултим Танпэ Ньима – 13-й Гьяяг-лама) (?-1913). Устное предание об этом таково:
Когда Джаяк-лама последний раз в 1910 г. приехал в страну Намсарая (Россию), останавливался в каждом дацане. В Бурятии его просили дать ванг (полное посвящение) Ямантаки, но он сказал: «Это будет в Кижинге, кто может и хочет, пусть едут следом за мной». В Кижинге остановился в дацане и дал ванг многим, среди них была мать Дандарона.
В другой раз, когда просили у него некий жуд (тантрийское посвящение), ответил:
– У вас русские ученики есть?
– Нет.
– Вот когда будут, – дам.Отдельно Джаягсы-гэгэн давал ванг Ямантаки Лубсан Сандану (род. 1841), который был старше его. Это происходило на тропинке около круглой горки по дороге на Суархэ. В этом месте сейчас растут синие цветы мордовника (1987).
Последний раз приехал в 1910 году. Дал Учителю Лубсан Сандану последние Ямантакские наставления. Очень быстро Лубсан Сандал обрел возможность видеть Ямантаку. Просил Джаягсы-гэгэна дать посвящение, чтобы разговаривать с Идамом, тот дал и вскоре уехал. Уже в дороге Джаягсы-гэнэн сказал спутникам: «Вот, в этот момент, он уже разговаривает о Идамом». Один из учеников Лувсан Сандана тогда же смог увидеть его в виде Ямантаки, чем был страшно напуган.
Лубсан Сандан передал все свое духовное могущество и все посвящения в 1920 г. Б.Д.Дандарону. В 1967 г. Дандарон начал проповедь тантры среди европейцев. Первым среди них получил посвящение Ваджрабхайравы А.И.Железнов.
В 1974 г. по благословению Учителя в Ленинграде в мае месяце начато создание современной мандалы Ямантаки. Все живописные работы согласно садханам Дандарона, Цзонхавы и «Жедрима» Лхундуб-пандиты исполнил А.И.Железнов. Помогали рисовать ему Ю.А.Алексеев (1941–1983) и В.М.Монтлевич. Мандала и его фрагменты приведены в качестве иллюстраций к переводу большой садханы Тринадцати Божеств Ваджрабхайравы «Драгоценный Ларец»Цзонхавы.
В отличие от других четырех тантр класса ануттарайогатантры, текст Коренной тантры (санскр. мулатантры) Ваджрабхайравы не сохранился полностью. Его фрагменты существуют в виде текста, известного под названием «Семичастное постижение коренной Тантры Шри Ваджрабхайравы. Царственная тантра гневного Шри Ваджрабхайравы» (Шри Ваджрабхайрава мула тантра сапта калпана нама виджахара. Шри Ваджрабхайрава тантра кродха раджа нама).
Тантры проповедуются Буддами и как таковые называются коренными. На основании их великие подвижники созерцают и затем при кармической необходимости и по силе риддхи Будд передают свой опыт Ученикам. Содержание этого опыта и его запись представляет собой так называемые садханы. Лалитаваджра записал согласно своей практике садхану Ваджрабхайравы и передал ее Амогхаваджре, тот – Падмаваджре, тот далее и так до наших дней.
Тантра Ваджрабхайравы относится к высшему разряду тантр – это ануттарайогатантра – буквально – выше которой нет. Кроме того она есть отцовско-материнская тантра (тиб.: па-ма-гьюд – pha-ma-rgyud). Это означает, что она созвучна и аналитическому способу постижения (па-гьюд) и интуитивному (ма-гьюд), но с акцентом на аналитическом.
Имя идама Ваджрабхайрава означает Свирепый ваджр. Особая гневность идама отмечена в одном из обращенных к нему гимнов, где Бхайрава назван тем, кто подавляет, существ, не подчиняющихся лишь только одной бодхисатвовской мыслью, и для подавления которых требуется грозная и насильственная сила преображения. Более распространенное имя идама – Ямантака подчеркивает эту его специфику: он тот, кто может подчинить Владыку смерти Яму и заставить его действовать во благо Дхармы и всех живых.
Созерцание Ямантаки особенно уместно в тяжелых социальных и политических условиях жизни, в те периоды, когда человеку необходима особая стойкость в преодолении препятствий и в сохранении нравственности.
ВМ, 2001