Сокращенный метод созерцания Великого Калачакры

«Украшение мысли Манджушри»

 

Dpal dus kyi 'khor lo'i sgrub thabs mdor bsdus 'jam dpal dgos rgyan  zhes bya ba bzhugs so

 

Калачакра

Содержание:

1.     Предварительная практика. 2

1.1.      Благословление внутреннего и внешнего подношения. 2

1.1.1.       Благословление даров внутреннего подношения. 2

1.1.1.1.        Очаг и пища. 2

1.1.1.2.        Варка. 3

1.1.1.3.        Благословление. 3

1.1.2.       Благословление даров внешнего подношения. 3

1.2.      Защита и устранение препятствий. 4

2.     Основная практика. 4

2.1.      Предварительный раздел. 4

2.1.1.       Накопление собрания добродетели. 4

2.1.2.       Накопление собрания мудрости. 6

2.2.      Практика четырехчленной йоги. 6

2.2.1.       Высший победоносный мандала. 6

2.2.2.       Высшее победоносное деяние. 11

2.2.2.1.        Приглашение джнянасаттвы.. 13

2.2.2.2.        Подношение. 14

2.2.2.3.        Соединение с джнянасаттвой. 14

2.2.2.4.        Абишек. 14

2.2.2.5.        Памятование о чистоте. 15

2.2.3.       Йога бинду. 15

2.2.4.       Тонкая йога. 16

2.3.      Что делать в конце и между периодами созерцания. 16

2.3.1.       Внешнее жертвоприношение. 17

2.3.2.       Внутреннее подношение. 17

2.3.3.       Подношение балина. 19

 

Намо Гуру Манджугхошая!

 

Поклонившись в ноги достопочтенному Учителю,

Нераздельному с Высочайшим Адибуддой,

Передам вкратце дух и смысл метода созерцания

Шри Калачакры, высочайший Чинтамани.

 

Предисловие:

 

В главе "Метод созерцания" из "Раджа-тантры"[1] сказано: "Йогинам следует созерцать этого Победителя, соразмерив свои умственные способности". Соразмерно своим умственным способностям, практик должен созерцать согласно пространному или сокращенному методу. О том, что значит пространный и сокращенный метод говорится в той же главе. "Созерцают одноликого Калачакру, и т. д., или с бесчисленными лицами, со многими руками и ногами бесчисленных цветов, и, наконец, так называемый  сущность мудрости-метода.

 

Согласно сказанному, созерцается Вместерожденный (lhan skyes), Одинокий (dpa' gcig) Калачакра, его мандала из 5-ти божеств, 13-ти божеств, 17-ти божеств, мандала Мысли, полный мандала, и.т.д., то есть больший или меньший мандала, сообразно случаю и способностям. В соответствии со сказанным, я буду излагать сокращенный метод, объединяющий в себе все основы Пути стадии зарождения, предназначенный для начинающих, имеющих веру в благородного Калачакру, для тех, кто знает пространный метод, но, не желая прерывать практики, использует также сокращенный метод, и, для иных практиков.

1.   Предварительная практика

1.1.              Благословление внутреннего и внешнего подношения

1.1.1.                                      Благословление даров внутреннего подношения

В приятном месте расставив предметы йоги, садись в удобной позе. Созерцай, что мгновенно превратился в Калачакру, синего, одноликого, двухрукого, держащего ваджр и дильбу, стоящего с выпрямленной правой ногой, обнимающего Вишвамати.

 

Om a: HuM HO HAm KshA:

Om SVA BHa VA SHUD DHa: SARBA DHARMa: SVA BHa VA SHUD    DHO HAm

 

Все – шуньята.

1.1.1.1.                 Очаг и пища

Из шуньяты возникает черный YAm, из него  черный  мандала воздуха со знаком лука, отмеченный жалцаном.

Над ним красный RAm, из него – красный мандала огня со знаком треугольника, отмеченный пламенем.

Над ним – красный  a:, который превращается в очаг из трех свежих человеческих голов.

Над ним – белый  Om, который превращается в цельный сосуд-капалу, снаружи – белый, внутри – красный.

В центре – красный  восьмилепестковый лотос. На его лепестках и в центре – слоги: A I rI U lI li u ri i a. Слоги превращаются в пять амрит и пять видов мяса, отмеченные теми же слогами[2].

1.1.1.2.                 Варка

Из сердечного Hum исходит свет, колеблет воздух, ветер раздувает огонь, дары внутреннего подношения плавятся в капале и варятся.

 

Из того же Hum возникает ваджр. Ваджр мешает варево и тает, став одного вкуса с варящимися дарами. Затем, все это принимает форму расплавленной Луны.

1.1.1.3.                 Благословление

На левой ладони, на правой ладони, на них обоих, на их середине возникают диски Луны, Солнца, Раху, Огня времени. На них - слоги Om a: Hum HO[3].

Из слогов исходит свет, свет тянет амриту Джняны из сущности ваджров Тела, Речи, Мысли и Изначальной Мудрости всех Татхагат. Амрита Джняны смешивается с амритой Самаи в виде Луны и:

                     1. очищает ее,

                     2. придает приятный вкус,

                     3. увеличивает,

                     4. придает сияние,

                     5. превращает в непорочный эликсир Изначальной Мудрости.

1.1.2.                                      Благословление даров внешнего подношения

 Их очищают посредством тех же мантр[4].

 

Om a: HuM HO HAm KshA:

Om SVA BHa VA SHUD DHa: SARBA DHARMa: SVA BHa VA SHUD DHO HAm.

 

 Все - шуньята.

 

Из шуньяты возникают 16 слогов SPHAm. Из них – 16 огромных драгоценных хрустальных сосудов. Внутри каждого из них – светящаяся первая буква каждого подношения, украшенная бинду. Из них возникают подношения и богини подношения. Их сущность – шуньята и Великое блаженство. От их возникновения в сфере деятельности 6-ти органов чувств порождается особенное блаженство чистоты.

 

1.      Om ARGHAm a: Hum

2.      Om PaDYAm a: Hum

3.      Om PROkshAnAm a: Hum

4.      Om aNYTSAMAnam a: Hum

5.      Om GHANDHAm a: Hum

6.      Om PUspAm a: Hum

7.      Om DHuPAm a: Hum

8.      Om DiPAm a: Hum

9.      Om NeVIDYAm a: Hum

10.  Om AkshATAm a: Hum

11.  Om LaSYAm a: Hum

12.  Om HaSYAm a: Hum

13.  Om BADYAm a: Hum

14.  Om NrITYA a: Hum

15.  Om GiTAm a: Hum

16.  Om KaMEm a: Hum

1.2.              Защита и устранение препятствий

Om a: Hum HO HAm khsA: 

PRAJNYOPaYA aTMAKA KaYA VaKA TSITTA JNYaNA ADHIPATE MAM KaYA VaKA TSITTA JNYaNA BAJRAm BAJRiMRITA SVABHaVAm KURU KURU SKANDHA DHaTVaYATANAm NI: SVABHaVAm SVaHa[5]

 

На макушке - слог VAm. Он полностью превращается в ваджрный 16-тичастный диск  Луны. Диск три раза [проходя] от макушки до кончиков пальцев  снимает плоть; словно змея "меняешь кожу". Собственное тело становится белым, как диск Луны.

 

Om SVA BHa VA SHUD DHa: SARBA DHARMa: SVA BHa VA SHUD DHO HAm

 

В чакре лба на белом диске Луныбелый Om. Он превращается в белый 17-ти конечный ваджр.

В чакре горла на красном диске Солнца – красный a: . Он превращается в красный 33-х конечный ваджр.

В чакре сердца на черном диске Рахучерный Hum. Он превращается в черный 9-ти конечный ваджр.

В чакре пупа на желтом диске Огня временижелтый НО. Он превращается в желтый 65- конечный ваджр.

В чакре макушки на зеленом диске акаши – зеленый  HAm. Он превращается в зеленый  5-ти конечный ваджр.

В чакре тайного места на синем диске Изначальной Мудростисиний KshA: Он превращается в синий 33-х конечный ваджр.

 

Om a: Hum HRa: PHAt

                

Из ваджров в 10 сторон света распространяется блистающий ваджрный свет. Сам превращаешься в ваджрное тело, а мары и препятствующие силы полностью сжигаются.

2.   Основная практика

2.1.Предварительный раздел - накопление двух собраний /которое сходно с тем, (2) как человек при смерти воспринимает Ясный Свет после того как (1) создал (сильную положительную) карму/.

2.2.Практика четырехчленной йоги /что сходно с (4) перерождением после того как (1) человек умер, (2) пребывал в бардо и (3) возжелал родиться/. 

 2.3.Что делать в конце и между периодами созерцания.

2.1.              Предварительный раздел.

2.1.1.                                      Накопление собрания добродетели.

            Сам - одноликий, двухрукий Бхагаван Калачакра.

                     В сердце - BAm. Из него - восьмилепестковый красный лотос.

                     В центре - белый Om. Из него - белый диск Луны.

                     На нем - Hum. Из него - пятиконечный ваджр.

                     Из него - свет. Свет призывает всех будд и бодхисаттв.

                     Они, в виде мандала Бхагавана Калачакры, располагаются в пространстве передо мной.

                    

Свет входит в ваджр и Луну в сердце.

 

Семичленная молитва:

 

1. Поклонение.

                 Кланяюсь лотосовым стопам

                     Драгоценного Учителя - Ваджрадары,

                     Милостью которого мгновенно достигают Великого блаженства!

                     Сложив ладони почтительно преклоняюсь пред Великим Калачакрой,

                     Сущностью шуньяты-сострадания,

                     Пребывающим за пределом возникновения-разрушения трех миров,

                     Объединяющим познание и объект познания.

 

2. Подношение:

                 Из сердечного Hum возникают богини подношения, совершают подношение

 

Om SARBA TATHaGATA GHANDHAm, PUspAm, DHuPAm, DiPAm, NeVIDYAm, AkshATAm, LaSYAm, HaSYAm, BADYAm, NrITYAm, GiTAm, KaMEm PuJAm KURU KURU SVaHa

 

3. Раскаяние:

                 Раскаиваюсь в каждом грехе,

                     Которые, с начала и до сего дня,

                     В силу страсти, ненависти, тупости,

                     Совершил сам, побудил совершить другого,

                     Или радовался их совершению.

 

4. Радость:

                 Искренне радуюсь

                     Добродеяниям арьев -

                     Совершенных будд и бодхисаттв,

                     А также радуюсь добродеяниям всех остальных.

 

5. Мольба:

                 Молю вращать колесо

                     Амриты - Учения Ваджраяны

                     Чтобы обрели блаженство 

                     Существа мучимые болезнью клеш.

 

                     Молю пребывать в неомраченной сансаре

                     Бесконечные кальпы

                     Оставив намерение уйти в нирвану

                     От неразумного и грешного мира.

 

6. Прибежище:

                 Искренне прихожу под покровительство

                     Будды-Учителя, обретшего высшее могущество,

                     Его Учения, в котором нераздельны мудрость и метод,

                     В нем находящейся Сангхи.

                     Во всех случаях жизни вверяю себя Учителю,

                     Буддам и бодхисаттвам!

 

                 7. Посвящение заслуг:

                 Да не запятнает мои добродеяния в трех временах

                     Грязь собственной пользы!

                     Пусть станут они причиной достижения просветления

                     Для всех существ трех миров!

 

                                          Порождение бодхисаттвовской мысли:

                 Отныне до достижения просветления

                     Ябуду порождать мысль бодхи,

                     Буду порождать чистые мысли,

                     Буду избавляться от цепляния за "я" и "мое".

 

Божества поля собрания растворяются во мне, благословляя.

2.1.2.                                      Накопление собрания мудрости

Четыре двери освобождения:

 

                 1. Нет реальности - нечего созерцать.

                     2. Созерцание  не является созерцанием.

                     3. Ничего не изменить.

                     4. Созерцание беспредметно.

 

Вода моего тела тушит огонь. Лишенная огня земля растворяется в воде. Воду высушивает ветер. Ветер растворяется в сознании. Сознание растворяется в пространстве. Так полностью успокаивается суета двойственности проявлений сосуда-сока. Объект - шуньята, неотличимый от субъекта - изначальной мудрости стал сущностью 4-х дверей освобождения[6].

 

Om SHu NYA Ta JNYa NA BAJRA SVa BHa VA aTMA KO HAm

 

2.2.              Практика четырехчленной йоги.

2.2.1.                                      Высший победоносный мандала.

В Дхармадае бесконечного пространства – слог YAm. Из него – черный мандала ветра, имеющий форму лука, диаметром 400.000 йоджан, отмеченный джалцаном.

 

Над ним – Ram. Из него – красный мандала огня, треугольной формы, диаметром 300.000 йоджан, отмеченный свастикой.

Над ним – BAm. Из него – белый мандала воды, круглой формы, диаметром 200.000 йоджан, отмеченный лотосом.

Над ним – Lam. Из него – желтый мандала земли, квадратной формы, диаметром 100.000 йоджан, отмеченный ваджром.

Над каждым мандала и под ним – Hum. Из Hum возникает вишваваджр.

Над всем тем – Mam. Из него – великая гора Меру (Великая Масса/Множество/), природа ваджра. Внизу ее диаметр 16.000 йоджан, а наверху – 50. 000.

 

Над ней в центре – KshAm. Из него – вишвападма. Ее диаметр – половина верхнего диаметра Горы. Третья часть диаметра лотоса – середина. На ней – HAm. Из HA – белый диск луны. Из полумесяца – красный диск солнца. Из бинду и нада – черный диск Раху и желтый диск Огня времени соответственно. Диаметр их равен диаметру середины лотоса.

 

Все это смешивается и превращается в слог HamKshAMALAVARAYA.

 

И опять из этого слога последовательно возникают пространство, ветер, огонь, вода, земля, Меру, вишвападма, Луна, Солнце, Раху и Огонь времени.

                    

После полного превращения, сверху появляется Hum.

Из него – ваджрный шатер.

В нем – слоги BHRum, Om. 

                    

После полного превращения  возникает необъятный дворец квадратный в сечении, с четырьмя дверями и четырьмя золотыми крылечками, сияющий блеском драгоценностей. Стены его тройные. Идя снаружи – черные, красные и белые. Поверху они украшены драгоценной кромкой с находящимися на ней четырьмя золотыми бордюрами. Снаружи свисают ожерелья и полуожерелья. Дворец имеет балконы и баллюстрады, украшенные кушаками и прочие, подобающие дворцу признаки.

 

Восточная сторона сверху и снизу – черная,

Южная – красная,

Северная – белая,

Западная – желтая,

Центр – синий.

 

                     Посередине – Om.

                     Из него – восьмилепестковый зеленый лотос.

                     На его середине – Am.

                     Из него – луна.

                     Над ней a: .

                     Из него – солнце.

                     Над ним – A.

                     Из него – диски Раху и Огня времени.

 

                     В четырех сторонах, где располагаются татхагаты – по  Om.

Из них – белые лотосы.

                     На их серединах – по А. Из них – диски луны.

                     На них – по RAm. из них – диски солнца.

 

В центре, над дисками луны, солнца, раху и огня времени – диск луны. На нем – сущность 32 признаков будды – 32 гласные. Отмеченный гласными мандала луны – зерцалоподобная мудрость.

 

Под ними – диск солнца. На нем – сущность 80 признаков будды – 80 согласных. Отмеченный согласными мандала солнца – равномерная мудрость.

 

В центре луны – слог виджняны существа бардо Hum. Словно зайцем помечена луна. Это различающая мудрость.

 

Вместерожденный с ним "средство передвижения сознания", прана-ваю – черный слог HIтворческая мудрость.

 

Два слога сущности белой и красной бодхичитты, луны и солнца, гласных и согласных, ветра и мысли (rlung sems) объединились.

 

От этого возник слог HAmвеликоблаженственная мудрость Дхармового пространства.

 

После полного превращения  слога HAm из него возникает олицетворение всех форм сущности великого блаженства Благородный Калачакра, сияющий чистым радужным светом.

 

                     Тело естественного синего цвета.

                     Три шеи. Средняя – синяя, правая – красная, левая – белая.   

Основное лицо – синее, гневное, с оскаленными клыками.

                     Правое лицо – красное, страстное.

                     Заднее лицо – желтое,  самадхи.

                     Левое – белое ,спокойное.

                     На каждом – по  три глаза.

                     Волосы связаны пучком, сверху увенчаны вишваваджром и полумесяцем.

                     Его головное украшение – Ваджрасаттва.

                     На его макушке – ваджрная драгоценность.

 

На нем: ваджрные серьги, ваджрное украшение на шее, ваджрные браслеты на руках, ваджрный пояс, ваджрные браслеты на ногах, ваджрный шелковый шарф, ваджрное ожерелье, свободно свисающая шкура тигра.

 

У него  6 плечей: первые правое и левое – черные, вторые – красные, третьи – белые,

12 предплечий: первые две пары, правое и левое – черные, вторые – красные, третьи – белые,

24 руки: первые две четверки, правая и левая – черные, вторые – красные, третьи – белые.

Большие пальцы рук – желтые, указательные – белые, средние – красные, безымянные – черные, мизинцы – зеленые.

Первые фаланги пальцев – черные, вторые – красные, третьи – белые.

Пальцы украшены сияющими перстнями.

 

Правые руки:

Четыре черные руки держат: ваджр, меч, трезубец и дигуг.                         

Четыре красные: огненную стрелу, ваджрный крюк, звучащий дамару и молот.

Четыре белые: чакру, пику, дубину и топор.

 

Левые руки:

Четыре черные руки держат: дильбу, щит, расширенную кхатвангу и наполненную кровью капалу.

Четыре красные: лук, ваджрную петлю, драгоценность и белый лотос.

Четыре белые: раковину, зеркало, ваджрную цепь и голову Брахмы, четырьмя лицами украшающую ладонь.

 

Пребывает в радостном танце с выпрямленной правой ногой на дисках Луны, Солнца, Раху и Огня времени.

Под правой красной ногой – красный Камадева; одноликий и четырехрукий. В руках – 5 цветочных стрел, лук, петля и крюк.

Под левой белой ногой Калачакрыбелый Рудра; одноликий и четырехрукий. В руках – трезубец, дамару, капала и кхатванга.

Жены Мары и Рудры с опечаленными лицами придерживают за ступни Калачакру.

 

Возникшая из слога PHREm  и дигуга, Вишвамати спереди обнимает Бхагавана. Цвет ее тела – желтый.

У нее 4 лица. От переднего по часовой стрелке: желтое, белое, синее и красное. На каждом по три глаза.

В правых из восьми ее рук (сверху вниз) – дигуг, железный крюк, звучащий дамару и четки.

В левых – капала, аркан, столепестковый белый лотос и драгоценность.

У нее диадема Ваджрасаттвы.

Украшена пятью мудрами.

С выпрямленной левой ногой пребывает в союзе с Бхагаваном.

 

На восьми лепестках лотоса их трона;

на востоке(shar) и юго-востоке(mer) – слоги A и HA, сосуд с благовониями и черное опахало. Из них    рождаются черные Кришнадипта и Дхума. У них по 4 лица; черное, красное, желтое и белое. У них по восемь рук. Первая держит в правых руках сосуды с благовониями, сандалом, шафраном, смесью камфоры и мускуса. В левых – дильбу , лотос, цветок божественного дерева (деодара, кедра?) и гирлянду из разных цветов. Вторая держит в восьми руках восемь черных опахал(из хвоста яка?).

 

На юге и юго-западе(bden bral) – A: и HA: , светильники и красное опахало. Из них рождаются красные Рактадипта и Маричи. Красное, желтое, белое, синее лица. По восемь рук. Первая держит в правых: светильник, ожерелье, диадему и наручный браслет. В левых: одежду, пояс, серьги и ножной браслет. Вторая держит восемь красных опахал.

 

На севере и северо-востокеAm и HAm, яства и белое опахало. Из них рождаются белые Шретадипта и Кхадьепта. Белые, черные, красные, желтые лица. По восемь рук. У первой в правых – сосуды с молоком, водой, лучшим лекарством и вином. В левых – сосуды с амритой, “совершенным вкусом”(grub pa'i ro), плодом амритового дерева и пищей. Вторая держит восемь белых опахал.

 

На западе и северо-западе(rlung) – a и Ha, раковина правого вращения (dung chos) и желтое опахало.   Из них рождаются желтые Питадипта и Прадипа. Желтые, белые, синие, красные лица. По восемь рук. У первой в правых – раковина, флейта, драгоценность, дамару. В левых – вина, маленький бубен, звучащий гонг и медная раковина.   Вторая держит восемь желтых опахал.

 

У каждой по три глаза. Украшены пятью мудрами. Обладают диадемой Ваджрасаттвы. Пребывают в одинаковых позах.

 

Ясно узрев мир живых существ, что будут усмирены Великой страстью – сосуд, в котором будет дано Учение Адибудды, – криком  сильнейшей радости единения Яб-Юм созываются победоносцы с сыновьями.

 

В мое тело(lus) вошли и вновь, излучившись из моего тела, вступили по порядку в Тело(sku) Вишвамати.

 

Из него также излучившись, вступили, в виде круга мандала, в мою макушку.

Огнем великой страсти расплавлены.

Бодхичитта через ваджрный путь ниспадает биндою в лотос Юм.            

Из бинду по порядку – семенные слоги каждого божества, атрибуты, превращающиеся в Тела божеств.

                    

Излучаясь из лотоса Юм, каждый восседает на свой трон.

Из A a и ваджра рождаются зеленые Акшобхья и Ваджрадхатишвари.

Три лица – зеленое, красное, белое.

Шесть рук. В правых: ваджр, дигуг, алебарда.

В левых: ваджрный дильбу, молот, голова Брахмы.

Их соответственно обнимают Праджняпарамита и Ваджрасаттва.        Излучившись, Акшобхья Яб-Юм нераздельно сливается со мной, телом Владыки, а Ваджрадхатишвари Яб-Юм с Вишвамати.

 

В то же время, излучившийся в объятиях Ваджрадхатишвари, Ваджрасаттва нераздельно вступает в меня, а, излучившаяся в объятиях Акшобхьи, Праджняпарамита  нераздельно вступает в Вишвамати.

 

                     Из I и меча рождается черный Амогхасиддхи.

                     Три лица: черное, красное, белое.

                     Шесть рук. В правых: меч, дигуг, трезубец.

                     В левых: щит, капала, белая кхатванга.

                     В объятиях, подобной Вайрочане, Лочаны,

                     Он излучившись восходит на восточный трон.

 

                     Из rI и ратны рождается красный Ратнасамбхава.

                     Три лица: красное, белое, черное.

                     Шесть рук. В правых: огненная стрела, ваджрный крюк, звучащий дамару.

                     В левых: лук, ваджрная петля, девятичастная драгоценность.

                     В объятиях, подобной Амитабхе, Мамаки,

                     Он излучившись восходит на южный трон.

 

                     Из U и падмы рождается белый Амитабха.

                     Три лица: белое, черное, красное.

                     Шесть рук. В правых: молот, копье, трезубец.

                     В левых: столепестковый белый лотос, зеркало, четки.

                     В объятиях, подобной Ратнасамбхаве, Пандаравасини,

                     Он, излучившись, восходит на северный трон.

 

                     Из lI (лИ) и чакры рождается желтый Вайрочана.

                     Три лица: желтое, белое, черное.

                     Шесть рук. В правых: чакра, дубина, ужасающий ваджр.

                     В левых: раковина, ваджрная цепь, звучащий дильбу.

                     В объятиях, подобной Амогхасиддхи, Тары,

                     Он, излучившись, восходит на западный трон.

 

                     У всех по три глаза.

                     Пребывают в ваджрасане, в объятиях, пребывающих в падмасане, Юм.

 

Сам собой прояснился сущностью пяти мудростей, Бхагаваном Калачакрой. Из сердца изошедшими лучами света, все живые существа притянуты и вступают в мандала. Поскольку сам пребываешь союзом Яб-Юм, то Татхагаты Яб-Юм соединяются в огне великой любви в единую бодхичитту, которой даруется абишек притянутым живым существам. Поэтому  живые существа превращаются  в круг мандала, имеющего 32 чистых признака, и, шествуют в миры соответствующих им будд.

 

Om SUBISHUDDHA DHARMADHaTU SVABHaVA  aTMAKO Ham

 

Произнося эту мантру пребываешь в гордости совершенно чистого дхармадхату.

 

Вышеизложенное есть “Высший победоносный мандала” или “раздел умилостивления”

2.2.2.                                      Высшее победоносное деяние.

Во лбу – слог ваджра Тела Om.

В горле – слог ваджра Речи a: .

В сердце – слог ваджра Мысли Hum.

От макушки до пупа проходит канал авандуди.

Внутри – слог HO: .

Слог HO в пупе разгорается пламенем чандали.

 

Сияющие лучи изначальной мудрости  Великой Страсти, исходящие от пылающего слога HO  расплавляют Бхагавана Держателя ваджра и его праджни, находящихся в центре и на лепестках лотоса, в единую бодхичитту, субстанцию подобную луне (держащей зайца), по форме – бинду, по сущности – Великое Блаженство.

 

От этого возникает сущность четырех Безмерных в виде четырех богинь. Благозвучная мелодия их песни призывает совершить пользу для живых существ.

 

Защити нас, внемли мольбам, о Держатель Ваджра, Учитель богов и людей!” - призывают они.

 

Разбуженный мелодией этой песни, Бхагаван Ваджрадхара зрит всех обитателей трех миров подобными волшебной иллюзии. Из  бинду,  подобного расплавленной луне – синий слог Hum, излучающий лучи незагрязненного света.

 

Из полностью возникшего Hum – ваджр. Из него рождаюсь сам Шри Калачакра сияющий незагрязненными лучами пяти светов.

 

От этого места до слов “пребывают в одинаковых позах” созерцать как и прежде, только Владыка и другие божества без диадемы Ваджрасаттвы. т.е.

 

( Тело естественного синего цвета. Три шеи. Средняя – синяя, правая – красная, левая – белая. Основное лицо – синее, гнев, с оскаленными клыками. Правое лицо – красное, страсть. Заднее лицо – желтое,  самадхи. Левое – белое ,покой. На каждом – по  три глаза. Волосы связаны пучком, сверху увенчаны вишваваджром и полумесяцем. На макушке – ваджрная драгоценность (алмаз).

 

Ваджрные серьги, ваджрное украшение на шее, ваджрные браслеты на руках, ваджрный пояс, ваджрные браслеты на ногах, ваджрный шелковый шарф, ваджрное ожерелье, свободно свисающая шкура тигра.

                    

6 плечей: первые правое и левое – черные, вторые – красные, третьи – белые,

                     12 предплечий: первые две пары, правое и левое – черные, вторые – красные, третьи – белые,

                     24 руки: первые две четверки, правая и левая – черные, вторые – красные, третьи – белые.

Большие пальцы рук – желтые, указательные – белые, средние – красные, безымянные – черные, мизинцы – зеленые.

                     Первые фаланги пальцев – черные, вторые – красные, третьи – белые.

                     Пальцы украшены сияющими перстнями.

 

                     Правые руки:

                     Четыре черные руки держат: ваджр, меч, трезубец и дигуг.                         

Четыре красные: огненную стрелу, ваджрный крюк, звучащий дамару и молот.

                     Четыре белые: чакру, пику, дубину и топор.

 

                     Левые руки:

Четыре черные руки держат: дильбу, щит, расширенную кхатвангу и наполненную кровью капалу.

                     Четыре красные: лук, ваджрную петлю, драгоценность и белый лотос.

Четыре белые: раковину, зеркало, ваджрную цепь и голову Брахмы, четырьмя лицами украшающую ладонь.

 

Пребывает в радостном танце с выпрямленной правой ногой на дисках Луны, Солнца, Раху и Огня времени.

Под правой красной ногой - красный Камадева; одноликий и четырехрукий. В руках - 5 цветочных стрел, лук, петлю и крюк.

Под левой белой ногой Калачакры - белый Рудра; одноликий и четырехрукий. В руках  - трезубец, дамару, капала и кхатванга.

Жены Мары и Рудры с опущенными лицами держат за ступни Калачакру.

 

Возникшая из слога PHREm  и дигуга, Вишвамати спереди обнимает Бхагавана. Цвет ее тела – желтый. У нее 4 лица. От переднего по часовой стрелке: желтое, белое, синее и красное. На каждом по три глаза. В правых из восьми ее рук (сверху вниз) – дигуг, железный крюк, звучащий дамару и четки. В левых – капала, аркан, столепестковый белый лотос и драгоценность. Украшена пятью мудрами. С выпрямленной левой ногой пребывает в союзе с Бхагаваном.

 

На восьми лепестках лотоса их трона:

 

На востоке(shar) и юго-востоке(mer) – слоги A и HA, сосуд с благовониями и черное опахало. Из них    рождаются черные Кришнадипта и Дхума. У них по 4 лица; черное, красное, желтое и белое. У них по восемь рук. Первая держит в правых руках сосуды с благовониями, сандалом, шафраном, смесью камфоры и мускуса. В левых – дильбу , лотос, цветок божественного дерева (деодара, кедра?) и гирлянду из разных цветов. Вторая держит в восьми руках восемь черных опахал(из хвоста яка?).

 

На юге и юго-западе(bden bral) – A: и HA: , светильники и красное опахало. Из них рождаются красные Рактадипта и Маричи. Красное, желтое, белое, синее лица. По восемь рук. Первая держит в правых: светильник, ожерелье, диадему и наручный браслет. В левых: одежду, пояс, серьги и ножной браслет. Вторая держит восемь красных опахал.

 

На севере и северо-востоке – Am и HAm, яства и белое опахало. Из них рождаются белые Шретадипта и Кхадьепта. Белые, черные, красные, желтые лица. По восемь рук. У первой в правых – сосуды с молоком, водой, лучшим лекарством и вином. В левых – сосуды с амритой, “совершенным вкусом”(grub pa'i ro), плодом амритового дерева и пищей. Вторая держит восемь белых опахал.

 

На западе и северо-западе(rlung) – a и Ha, раковина правого вращения (dung chos) и желтое опахало.   Из них рождаются желтые Питадипта и Прадипа. Желтые, белые, синие, красные лица. По восемь рук. У первой в правых – раковина, флейта, драгоценность, дамару. В левых – вина, маленький бубен, звучащий гонг и медная раковина.   Вторая держит восемь желтых опахал.

 

У каждой по три глаза. Украшены пятью мудрами. Пребывают в одинаковых позах. )

 

Звуком радости единения Яб-Юм, ранее излученные Татхагаты Яб-Юм и все остальные Победоносцы с сыновьями приглашены и располагаются в пространстве сверху. Входят в мою макушку как самая-мандала

.

Далее созерцать как вышеизложено, от слов “огнем великой страсти расплавлены” до слов “пребывающие в падмасане обнимают ”. т.е.

 

(Огнем великой страсти расплавлены. Бодхичитта через ваджрный путь ниспадает биндою в лотос Юм. Из бинду по порядку – семенные слоги каждого божества, атрибуты, превращающиеся в Тела божеств. Излучаясь из лотоса Юм, каждый восседает на свой трон.

 

Из A a и ваджра рождаются зеленые Акшобхья и Ваджрадхатишвари. Три лица – зеленое, красное, белое. Шесть рук. В правых: ваджр, дигуг, алебарда. В левых: ваджрный дильбу, молот, голова Брахмы. Их соответственно обнимают Праджняпарамита и Ваджрасаттва. Излучившись, Акшобхья Яб-Юм нераздельно сливается со мной, телом Владыки, а Ваджрадхатишвари Яб-Юм с Вишвамати. В то же время, излучившийся в объятиях Ваджрадхатишвари, Ваджрасаттва нераздельно вступает в меня, а, излучившаяся в объятиях Акшобхьи, Праджняпарамита  нераздельно вступает в Вишвамати.

 

Из I и меча рождается черный Амогхасиддхи. Три лица: черное, красное, белое. Шесть рук. В правых: меч, дигуг, трезубец. В левых: щит, капала, белая кхатванга. В объятиях, подобной Вайрочане, Лочаны, он излучившись восходит на восточный трон.

 

Из rI и ратны рождается красный Ратнасамбхава. Три лица: красное, белое, черное. Шесть рук. В правых: огненная стрела, ваджрный крюк, звучащий дамару. В левых: лук, ваджрная петля, девятичастная драгоценность. В объятиях, подобной Амитабхе, Мамаки, он излучившись восходит на южный трон.

 

Из U и падмы рождается белый Амитабха. Три лица: белое, черное, красное. Шесть рук. В правых: молот, копье, трезубец. В левых: столепестковый белый лотос, зеркало, четки. В объятиях, подобной Ратнасамбхаве, Пандаравасини, он, излучившись, восходит на северный трон.

 

Из lI (лИ) и чакры рождается желтый Вайрочана. Три лица: желтое, белое, черное. Шесть рук. В правых: чакра, дубина, ужасающий ваджр. В левых: раковину, ваджрную цепь, звучащий дильбу. В объятиях, подобной Амогхасиддхи, Тары, он, излучившись, восходит на западный трон.

 

У всех по три глаза. Пребывают в ваджрасане, в объятиях, пребывающих в падмасане, Юм.)

2.2.2.1.                 Приглашение джнянасаттвы

В моем сердце – Hum и ваджр. Из него рождается Ваджравега Тело ужасающих синих лучей света, пребывающий в восьминогой колеснице.

 

С выдохом излучившись, он вонзает железный крюк в пуп Владыки джнянасаттв подобных созерцаемым. Связывает двадцатичетырехрукого петлей воплощения. Угрожая остальным оружием притягивает в пространство передо мной.

 

Ваджравега растворяется в моем сердце.

2.2.2.2.                 Подношение

                 GANDHAm и.т.д. совершается жертвоприношение. т.е.

                     (Из сердечного Hum возникают богини подношения, совершают подношение

Om SARBA TATHaGATA GHANDHAm, PUspAm, DHuPAm, DiPAm, NeVIDYAm, AkshATAm, LaSYAm, HaSYAm, BADYAm, NrITYAm, GiTAm, KaMEm PuJAm KURU KURU SVaHa )

2.2.2.3.                 Соединение с джнянасаттвой

                 BAJRA BHAIRAVA aKARshAYA JA JA: Hum BAm HO: HI

                     Джнянасаттвы становятся одного вкуса с самаясаттвой.

2.2.2.4.                 Абишек

Снова из Hum в моем сердце лучи света вышли,

божеств абишека пригласили.

 

(Зеленая Ваджрадхатишвари, черная Тара, красная Пандаравасини, белая Мамаки, желтая Лочана. Двурукие, держат сосуды полные амриты изначальной мудрости.

 

Льют амриту на макушку, тело заполняется, остаток становится соответственным божеством печати.)

 

Как прежде совершается жертвоприношение. ”Напитай нектаром абишека” - так просишь, и питают.

 

Om SARVA TATHaGATa SAPTA ABHIshEKATA SAMAYA SHRiYE Hum . Так семь абишеков получил.

 

Владыка получает печать  нирманакаи  Акшобхьи, Вишвамати   нирманакаи Ваджрасаттвы, а все остальные божества мандала – печать нирманакаи хозяина своего рода.

 

В моем лбу – мандала луны. На нем Om и чакра. Из них рождается белый Каяваджра.

В горле – мандала солнца. На нем a: и падма. Из них рождается красный Вакаваджра.

В сердце – мандала Раху. На нем Hum и ваджр. Из них рождается черный Читтаваджра.

 

Они, вместе со своими праджнями, наполняя все небо, излучаются.         У праджни в пупе HO: . В тайномSVa . В макушке – Ha .

 

Из этих слогов излучаются, наполняя небо, собрание божеств Трех Ваджров. Проповедав Учение живым существам, которых должно смирить Тремя Ваджрами, они возвращаются обратно и предстают в небе перед взором.       

 

Молить о даровании абишека: “Держатели ваджра Тела, Речи и Мысли, прошу дайте абишек! ”.

 

Богини Родов Трех Ваджров поют:

 

Om a i ri u li PANYTSA DHaTU BISHO DHANI SVaHa,       

 

бумбой с амритой дают абишек, омывают, и, в три моих и праджни места водворяются Три Ваджра.

 

                     Держателей трех славных ваджров,

                     Трех нераздельных ваджров созерцаю.

                     Поэтому, пусть  здесь же и сейчас

                     Держащие Три Ваджра мне даруют

                     Свое благословленье!

 

                     На десять направлений – только Будды;

                     Три нераздельных ваджра созерцаю

                     Поэтому, пусть  здесь же и сейчас

                     Держащие Три Ваджра мне даруют

                     Свое благословленье!

 

Мои и праджни тело, речь и ум (lus, ngag, yid) и Три Ваджра стали нераздельны.

 

Om SARBA TATHaGATa KaYA VaKA TSITTA BAJRA SVABHaVA aTMAKO Ham сказанное есть благословление трех врат.

2.2.2.5.                 Памятование о чистоте

1. Чистота времени разделяется на:  (1.) Славный Ваджрадхара, (2.)   Преображение, (3.) Владыка Людей, (4.) годы, (5.) месяцы. 

2. Образ Мысли – Солнце, Мать.

3. Суточный период – полная чистота Вишвамати.

4. Чистота ветра – дым  и т.д. – места в чакре канала, [находящегося] в лотосе собственного сердца.

5. Клеши – Рудра с женой. Под пятой Всеобъемлющего Владыки склонилось сборище мары

6. Таттвы – это оружие Владыки, в силу добродетельности естества, весь мир – внешняя мудра.

7. Ваджр как внутренняя мудра в совершеннейшей чистоте пребывает на диске Луны в сердце Ваджрадхары.

8. Что касается Славного Обладателя Ваджра и Вишвамати, то их пара – это различение Изначальной Мудрости, неподверженной характерному для трех миров сансары изменению состояния.

9. СанскараАмогхасиддхи,

10. ВеданаРатнасамбхава,

11. СанджняАмитабха,

12. РупаВайрочана.

                    

Они – полная чистота Луны и полная чистота семени, крови, кала, мочи.

 

Это – двадцатитичленный абхисамбодхи или “высшее победоносное деяние”,  раздел “приближения к завершению”.

2.2.3.                                      Йога бинду

В моих и праджни чакрах:

в лобной – слог Om,

в горловой – a:, 

в сердечной – Hum,

в пупочной – HO:,

в тайной – HA,

в чакре макушки – Ham.

 

В собственном  невоображаемом  тайном месте (лингам) – слог Hum. Из Hum  пятиконечный синий ваджр. Отверстие закупорено слогом PHAt .

 

В невоображаемом тайном месте Праджни (йони) – слог a: . Из a: - красный  восьмилепестковый лотос. Отверстие закупорено слогом PHAt .

 

Hum, “я сам – Ваджрадхара!” - полон переживанием гордости идама. Тогда  свободный от загрязнений слог HO: в пупе  вспыхивает похожим на молнию огнем туммо. Раздуваемый апана-вайю, он пылает в всем канале авандуди. Лучи его света, падая на левый канал, сжигают пять мандала ветра природы пяти скандх. Падая на правый канал, сжигают  пять мандала ветра природы пяти дхату. Без подвижности  индрия зрения и др. теряет возможность контакта с вишаей. Как только эти лучи света соприкасаются со слогом Ham в чакре макушки, слог плавится, становясь подобным “держащей зайца” и капает бинду.

 

                     Когда бинду приходит из макушки в горло, испытываешь радость.

                     Когда бинду приходит из  горла  в сердце,  испытываешь  высшую радость.

                     Когда приходит из сердца в пупок,  испытываешь  особую радость.     

Когда приходит из  пупка  в кончик ратны закупоренный слогом PHAt, не выпускаясь наружу,  испытываешь  вместерожденную радость.

 

Это – йога бинду имеющая признак четырех или шестнадцати радостей нисхождения бинду или раздел завершения.

2.2.4.                                      Тонкая йога

                 Далее, то же бинду, проходит тем же путем.

                     Прохождение от тайного места до пупка, как плод соответствующий причине, – радость.

                     Прохождение от пупка до сердца, как полностью созревший плод, – высшая радость.

                     Прохождение от сердца до горла, как плод человеческого деяния, – особая радость.

                     Прохождение от горла до лба, как плод отделения, - вместерожденная радость.

                     Эти четыре поднимающиеся радости или тонкая йога – раздел великого завершения.

                    

Созерцая так читай мантру:

 

Om SARBA TATHaGATa ANURaGAnA BAJRA SVABHaVA aTMAKO Ham

Om SARBA TATHaGATa ADHIPATI BAJRASATVA Ham // DURDaNTA DAMAKA HUm Hum PHAt

2.3.               Что делать в конце и между периодами созерцания.

В сердце каждого божества собственная биджа. Вокруг нее вращается мантра божества. От нее излучается собрание божеств мандала. Они совершают пользу для живых существ, снова входят в ветер и мгновенно собираются в биджа сердца. Совершаем такое излучение-собирание.

 

Om a: Hum HO HAmKshAMALAVARAYA  Hum PHAt сердечная мантра.

Om HRam HRim HRrim HRum HRlim HRa: SVaHa околосердечная мантра.

Om SHRi KaLACHAKRA HUm Hum PHAt мантра ваджра Тела.

Om PHREm BISHVAMATA HUm Hum PHAt мантра Юм.

 

И другие:

 

Om DaNA PaRAMITa HUm Hum PHAt

Om SHiLA PaRAMITa HUm Hum PHAt

Om KshaNTI PaRAMITa HUm Hum PHAt

Om BiRYA PaRAMITa HUm Hum PHAt  

Om DHYANA PaRAMITa HUm Hum PHAt

Om PRAJNYa PaRAMITa HUm Hum PHAt

Om UPaYA PaRAMITa HUm Hum PHAt

Om PRAnIDHaNA PaRAMITa HUm Hum PHAt

Om BaLA PaRAMITa HUm Hum PHAt

Om JNYaNA PaRAMITa HUm Hum PHAt

 

Om AKshOBHYA HUm Hum PHAt

Om AMOGHASIDDHI HUm Hum PHAt

Om RATNASAMBHAVA HUm Hum PHAt

Om AMITaBHA HUm Hum PHAt

Om VAIROCHANA HUm Hum PHAt

 

Ошибки при чтении очищай стослоговой мантрой Ваджрасаттвы.

2.3.1.                                      Внешнее жертвоприношение

                 Совершай [внешнее] жертвоприношение четырьмя благословленными водами и двенадцатью богинями при помощи шлоки из ”Гирлянды подношений” и мантры или просто мантры.

2.3.2.                                      Внутреннее подношение

В краткой форме подноси, вкушай прибавляя к имени каждого божества три биджа (Om a: Hum). Если хочешь немного расширить подношение, то делай его читая следующий текст:

 

                 Om! Сущности ваджров Тела, Речи, Мысли,

                     Изначальной Мудрости всех Татхагат

                     трех времен и десяти направлений,

                     Источнику восьмидесяти четырех тысяч собраний Учений,

                     Владыке всех арийских сангх,

                     неотделимому от Адибудды

                     Коренному Учителю поклоняюсь! Намах!

 

                     Om! Адибудде Калачакре поклоняюсь! Намах!

 

                     (и всем остальным вначале прибавляя Om, а в конце “намах”)

 

                     Царю Сучандре, дхармараджам и кулика-императорам,

                     святым Учителям традиции Калачакры

                     в тантре правомощности,

                     тантре наставлений,

                     тантре сокровенных устных наставлений...

                     Om! Хайдуб Намха Джалцан намах!

                     Om! Ратнатраяя намах!

                     Om! Шакьямунае намах!

                     Om! ШриКалачакрае намах!

                     Om! Вишваматае намах!

                     Om! Дашапарамитае намах!

                     Om! Амогхасиддхае намах!

                     Om! Ратнасамбхавая намах!

                     Om! Амитабхая намах!

                     Om! Вайрочаная намах!

                     Om! Гуру буддха бодхисаттвебхйо намах!

                     Om! Всем дхармапалам, срунма, дамзанам намах!

                     Om! Хозяевам мест, земли, жилищ намах!

                     Om! Всем живым превращенным в божества намах!

 

                     В своих трех местах находятся бинду. Вкушая думай как радуются божества тела.

                     Вознеси хвалу. В пространном варианте она сопровождается двадцатью поклонами.

 

                     В кратком варианте:

 

                     Шри Калачакре, сущности шуньяты-сострадания,

                     Неподверженному возникновению-разрушению трёх миров,

                     Воплощению нераздельности знающего и познаваемого молюсь!

 

                     Гласные и согласные соединяются,

                     Hum PHAt и другие слоги отбрасывают.

                     А Тело восстаёт из неизменного! Это – Калачакра!

                     Ему кланяюсь!

 

                     Кланяюсь Великой Матери-Махамудре,

                     Что чиста от самых тонких пылинок

                     Чья природа волшебное зеркало 

                     Той, что есть вершина всего постигаемого!

                    

Молюсь Вишвамати

                     Рождающей всех будд,

                     Отринувшей рождение и разрушение,

                     Свершительнице деяний Самантабхадры!

 

Когда вознесешь такое восхваление, в пуп пятиконечного ваджра в макушке входят Владыка Яб-Юм и праджни. В пуп  семнадцатиконечного белого ваджра во лбу входят татхагаты с окружением.

 

Сам мгновенно встал как одноликий, двурукий Калачакра.

 

                     Силою этих благодеяний да достигнут все живые существа

Высшего неизменного блаженства, да поклонятся тому!

 

так или по другому соверши чистые благопожелания.

2.3.3.                                      Подношение балина

Если хочешь в конце совершить подношение балина, то благослови его как благословлял внутреннее подношение

 

В собственном сердце – слог Hum.

Из него исходят лучи света, которые приглашают мандала Бхагавана Калачакры.

Язык приглашенныходноконечный ваджр, полая трубка света, через которую они высасывают сок балина.

 

                     Om a: Hum HO!

                     Шри Калачакре и его окружению

                     преподношу этот неистощимый балин,

                     преподношу этот чистый аромат, цветы, воскурения, светильник!           

Придите-же поскорее!

Примите-же балин !

                     Кланяюсь пред вами и молю!

 

                     DZA: Hum BAM HO:!

                     Вот [божества] совершенно довольны!

                     Прошу, утешьте [страдания] всех живых существ,

                     даруйте им охрану, покровительство и укрытие!

 

                     Hum Hum PHAt! Делайте как сказал Ваджрадхара SVa Ha!

 

Так трижды помолясь, сопровождая молитву звуком дильбу, подносим балин  призывая благо.

 

Подносим жертвоприношение от GANDHAm и далее т.е.

 

(Из сердечного Hum возникают богини подношения, совершают подношение

 

Om SARBA TATHaGATA GHANDHAm, PUspAm, DHuPAm, DiPAm, NeVIDYAm, AkshATAm, LaSYAm, HaSYAm, BADYAm, NrITYAm, GiTAm, KaMEm PuJAm KURU KURU SVaHa ), читаем  хвалу, и впитываем благословление. Так и мыслим.

 

Между тунами не отвлекайся от йоги восприятия всего что проявляется как блаженственно-шуньевого веселья богов и богинь. В этом созерцании читай мантры, вкушай пищу, совершай омовение, засыпай и пробуждайся. Практикуй все эти повседневные действия как описанно в тантрах и комментариях. Обретешь восемь состояний покоя и десять достижений.

 

Колофон:

 

Метод, благоизошедший из прекрасных уст Манджугхоши Белый Лотос,  сокращение из “Потока амриты пространных, средних и кратких методов созерцания Адибудды”, [изложенный] согласно вере нуждающихся в усмирении, полная суть четырех йог и трех частей, составил в соответствии с устными наставлениями святых, [опираясь] на тантру и комментарии Лубсан Чойджи Джалцан.

 

Благая заслуга пусть послужит скорейшему достижению

Всеми живыми существами Трикаи Будды.   

 

Перевод Д. Соловьева.

Весна-лето 2003



Примечания

 

[1]Санчаятантра”, или “Парамадибуддходдхритта-шрикалачакра-нама-тантрараджа.”  4-я гл. “Садхана”; / G. RGYUD, №362./.   “Синяя летопись.”, ст.400.  Евразия., Спб., 2001.

[2] Соответственно: в семя - khu ba, костный мозг - rkang mar, кровь - rakta, мочу - dri chu, кал - dri chen, слоновье мясо - glang chen sha, бычье мясо - ba lang sha, конское мясо - rta sha, собачье мясо - khyi sha, человечье мясо - mi'i sha

[3] Сначала, Om на ладони левой руки,  потом a: на правой, затем Hum на соединенных ладонях повернутых вниз, в сторону балина, и - HO на ладонях в мудре орла.

[4] Иногда вторая мантра не "свабхава шуддха", а "шуньята джняна”.

[5] Перевод - "Сущность мудрости-метода, Владыка Тела, Речи, Мысли и Изначальной Мудрости, преврати,  меня в ваджр Тела, Речи, Мысли и Изначальной Мудрости - природу ваджраамриты, сделай, сделай мои скандхи, дхату и аятаны  несуществующими!"

[6] Пустотность /stong pa nyid/, беспризнаковость /mtshan pa med pa/, отсутствие устремления /smon pa med pa/, непроявленность/mngon par 'du byed med pa/.