ГУХЬЯСАМАДЖА

Предисловие

Гухьясамаджатантра – единственная из Тантр, которую Будда Шакьямуни проповедовал непосредственно людям. Индийский царь Индрабодхи обратился к Бхагавану с просьбой дать ему такой метод освобождения, чтобы он при этом не оставлял ни дел военачальника, ни семейных, ни заботы о народе царства. Бхагаван чудесным образом превратился в форму Отца-Матери Гухьясамаджи, сидящего в центре мандалы в окружении свиты из тридцати двух божеств и в таком виде изложил царю Коренную тантру Гухьясамаджи.

Во время проповеди Бхагавана, садовник царя Индрабодхи по имени Сараха, спрятавшись за цветочным кустом, все слышал и обрел посвящение в Тантру наравне с царем. Сараха и написал первую садхану Гухьясамаджи.

В развернутых садханах обычно приводится так называмое римпа – линия преемственности учителей конкретной Тантры. Тантра Гухьясамаджи практиковалась и в ньингмапе, и в каржуд, и в кармапе, и в гелуг. Каждая школа имела по нескольку линий преемственности той или иной Тантры.

Упомянем лишь нескольких известных буддистов Индии и Тибета по линии Тантры Гухьясамаджи.

Это были Великие Ачарьи Индии – Бхававивека (500 -578 гг.) и Чандракирти (VII в.). Буддхаджняна (VII в.) был первым, кто, получив тантрийские посвящения из Уддияны от сиддха Лилаваджры и йогини Гуннери, установил изучение Гухьясамаджа-тантры в знаменитом буддийском монастыре Викрамашила. Позже среди известных пандитов Викрамашилы, кто учил Гухьясамадже, были Вагишваракирти, Ратнаваджра и Джнянашримитра. Гухьясамаджа-тантру практиковали и писали к ней комментарии также Джнянагарбха (VIII в.), Шакьямитра (XI в.) (современник сиддха Хумкары, Падмасамбхавы и Буддхагухьи), Абхаякарагупта (XI – XII вв.)

В VIII в. Буддхагухья, ученик Буддхаджняны, прибыл в Тибет и поселился в окрестностях горы Кайласы, куда прибыли посланные царем Тисрондеценом молодые тибетцы. Это первое упоминание о Тантре Гухьясамаджи в связи с Тибетом.

Тогда же индиец Джнянагарбха из Ориссы сотрудничал с тибетскими переводчиками, например со знаменитым Каба Палцегом, и также учил Гухьясамадже.

В ньингмапе Гухьясамаджа-тантра была на раннем этапе одной из главных тантр раздела Трех Внутренних Тантр наряду с Гухьягарбхой, а позже с Хеваджрой, Чакрасамварой и Калачакрой.

В поздний период распространения Дхармы в XI в. в Тибет Гухьясамаджу принес Лочен Ринчен Зангпо. Несколько ранее, около 1000 года, в Каме этой Тантре долгое время учил пандита Смритиджняна, ученик Наропы.

Другой ученик Наропы, знаменитый Марпа-лоцзава (1012–1097), обучавщийся семнадцать лет в Наландеи Викрамашиле, принес в Центральный Тибет не только линию Шести Йог Наропы и традицию Махамудры, но и все тантры новой школы, в том числе и Гухьясамаджу.

В сарма, новой традиции, была со времен Атиши введена четвероякая система классификации Тантр: крияйога, чарьяйога, йогатантра и ануттарайогатантра. К последнему уровню относились Гухьясамаджа, Ваджрабхайрава, Чакрасамвара и Хеваджра.

Тантра Гухьясамаджи была обязательной в основанной Цзонхавой (1357–1419) новой кадампе, известной позже как гелуг. Вместе с Ваджрабхайравой и Чакрасамварой она входила в знаменитую Гуруйогу школы гелуг, в так называемый Тройной метод (тиб. gSang-bDe-'Jigs-gsum dang 'brel-ba'i Bla-ma'i-rnal-'byor mdor-bsdus bzhugs-so).

Эта тантра, единственная из четырех ануттаратантр, относится к так называемым Отцовским Тантрам, в которых акцент смещен не в сторону интуиции познания шуньяты, а к методу, Ясному Свету.

Впервые письменно зафиксирована уже в III веке нашей эры, то есть, с точки зрения буддологии, это самая ранняя Тантра. Близка к ней Гухьягарбаха-тантра, базовая Тантра школы ньингма.

ВМ


Осуществление Гухьясамаджи

Гухьясамаджа

Когда делаешь Сандуя (Гухьясамаджу), следует представить, что из шуньевого пространства ты сам мгновенно восстал Гневным Ваджром (Гухьясамаджей) иссине-черного цвета тела, с черным, белым и красным лицами и шестью руками, держащим в правых ваджр, чакру и лотос, а в левых – дильбу, драгоценность и меч и обнимающим такую же, как он, Регжа Доржему (Ваджра-спраштавья, Ваджрная Мать осязаемого). Оба украшены восемью драгоценными украшениями. На верхней части тела – атласный шарф, сделанный из божественной ткани, на нижней части тела – шелковая юбочка из божественной ткани.

Пребывая в состоянии такой йоги, представил:

В моем сердце в собственной природе света проясняется синий ХУМ. От этого сердечного ХУМ на десять сторон света распространяются лучи света, отчего все живое мира сосуда тает в свете, а затем проникает во все живое мира сока.

Все живое мира сока тает в свете и входит в тебя. Учитель также тает в свете, вступает в тебя с твоей макушки и проникает в сердечный слог ХУМ.

Как выдохнутое на зеркале собирается к центру, так и верх, низ и середина твоего тела тают в свете и проникают в сердечный ХУМ. Ачунг (огласовка у) ХУМа входит в ХА, ХА – в голову ХА, голова – в луну, луна – в бинду, бинду – в наду. Наду же опустошаешь до отсутствия представления о ней.

Читаешь:

ОМ СВАБХАВА ШУДДХА САРВА ДХАРМА СВАБХАВА ШУДДХО ХАМ
(По природе пусты все дхармы, по природе пуст я сам)

И представляешь при этом, что лучи света, пустые и полностью собранные, стали шуньятой. От этого устанавливается однонаправленность ума.

Из пустого (шуньевого) пространства появились синий ХУМ, белый ОМ и красный А и на тронах солнца, луны и красного лотоса, возникших из них, установились ОМ А ХУМ.

Все это смешивается в единое целое и превращается в совершенный лунный мандала.

На нем – белый пятиконечный ваджр, отмеченный ОМ А ХУМ. Он полностью преображается в Ваджрадхару-Самбхогакаю с телом белого цвета, белым, черным и красным лицами и шестью руками. Правыми держит ваджр, чакру и лотос, а левыми – дильбу, драгоценность и меч.

От него изошли лучи света, отчего Акшобхья, возникший от равного вхождения бесчисленных Татхагат Отцов-Матерей, охватил все области неба. Он благословил всех живых, отчего они достигли блаженства.

Поскольку я сам нахожусь в сфере их единства (всех живых, достигших блаженства), то становлюсь Ваджрадхарой-Нирманакаей с телом синего цвета, синей, белой и красной головами и шестью руками. Правыми держишь ваджр, чакру и лотос, а левыми – дильбу, драгоценность и меч.

Затем, имея мысль об очищении сосуда-сока, представляй, что от тела, в котором ты проясняешься как божество, исходят лучи света и очищают все нечистое сосуда-сока (мира формы и мира содержания).

Весь мир сосуда – безмерный храм. Весь мир сока – боги и богини. Стала повсеместно распространяться только чистота их природы.

ОМ А ХУМ
Сущность – Мудрость,
Форма – Жертва,
Данная внутри и внешне!

ОМ ААХ ВАДЖРАДХРИК ХУМ ХУМ – мантра Отца

ОМ ААХ СПАРША ВАДЖРА КХАМ ХУМ – мантра Матери

 

Да будет счастье!

Перевел с тибетского СК, 1999