Будон Ринчендуб

 

Прояснение сердечного смысла

Шри Чакрасамвара-садханы

Шри Чакрасамвара

 

Структура:

 

Зачин

 

Мгновенное рождение себя божеством

Йога тройной чистоты

Очищение ума

Очищение тела

Очищение речи

 

1 Самадхи первоначального слияния

Дхармакая-йога с сопутствующими частями

Приглашение Древа Собрания

Семичленная молитва

1. Поклонение

2. Жертвоприношение

3. Покаяние

4. Радость добродетелям

5. Просьба

6. Прибежище

7. Бодхичитта

                                Четыре Безмерных

Созерцание шуньяты – дхармакая-йога

                                Устранение препятствий

                                Охранный круг

Самбхогакайя-йога

                Основание

                Дворец

                                Кладбища

                Троны

Нирманакая-йога

                Порождение божества

                Форма божества

                Атрибуты

                Юм

                Четыре богини

 

2 Самадхи валикого мандала Победоносцев

Благословение аятан и трех ваджров

Йога доспехов

Приглашение

Посвящение

 

3 Самадхи великих деяний Победоносцев

Жертвоприношение

1 Внешнее

2 Внутреннее

3 Тайное

4 Таковое

Восхваление

Чистое памятование

Начитывание

Ошибки созерцания и начитывания

 

Завершение периода созерцания

                Подношение балина

                Свертка

                Йога между периодами созерцания

 

Сокращение метода

 

Колофон

Примечания

Зачин

 

Шри Херуке кланяюсь!

 

Держась Тела вместерожденного Великого Блаженства,

Самой сути волшебства парного вхождения,

Тела, нераздельного с Наивысшим Учителем,

Хоть этот способ реализации Чакрасамвары и был

Постигнут и разъяснен множеством пандитов и сиддхов,

Из-за настойчивости учеников, почтительных, 

С блестящими способностями, разъяснить его осмелюсь и я.

 

 

Тот, кто желает получить посвящение в мандалу пяти богов из порошковых красок и осуществить идама Чакрасамвару, пусть вообразит на удобном сидении трон из трупа и разместится на нем.

 

На заре, в момент пробуждения, пусть созерцает, что

 

Дакини звуками дамару пробуждают от сна:

 

Сложив руки и глядя в небо, пусть произнесет:

 

Om SARBA BiRA YOGINI NAm KaYA VaK TSITTA PRANA ME BAZDRA BANDA NA KA RO MI,

 

чем почтит Виров и Йогинь.

 

Мгновенное рождение себя божеством

Йога тройной чистоты

 

Очищение ума:

 

Думая:

 

Ради того, чтобы все живые существа достигли состояния Чакрасамвары,

Я в Чакрасамвару превращусь!

 

пусть, прежде совершив Прибежище и Зарождение Мысли, скажет:

 

SHRi HERUKA A-Ham

 

Смысл этого таков:

 

SHRi – мудрость недвойственности, где все

HE – пусто – отброшено и "я" и "другое" и беспричинно возникшее;

RU – чисто – очищено все скопление существования и гибели;

KA – повсеместно – нигде нет крайностей "сансара" и "нирвана", "есть" и "нет"

(A-HAm) – есть я сам[1].

 

Зная так, следует крепить гордость божества

 

Очищение тела:

 

Я – Чакрасамвара, одноликий, двурукий, с ваджром и дильбу, во взаимных объятьях с Юм – красной Варахой с дигугом и капалой в руках.

 

Очищение речи:

 

Созерцая так, произнеси трижды вначале Om, в конце Hum Hum PHAt, а между ними a-LI Ka-li:

 

Om A a: I i | U u rI ri | lI li | E AI | O AU | Am A:

KA KHA GA GHA NGA | TSA TSHA DZA DZHA NYA | tA thA dA dhA nA | TA THA DA DHA NA | PA PHA BA BHA MA | YA RA LA VA | SHA shA SA HA KSHA Hum Hum PHAt |

 

и представляй в пупе что,

 

от закрученных влево четок-слогов, выходит безграничное собрание пятирицы Дакинь и побеждает всех препятствующих[2].

 

Все мои скандхи, аятаны и дхату по природе своей – боги и богини

 

думая только об этом, произнеси:

 

Om PRAKRITA PARISHUDDHA PRAKRITA PARISHUDDHO-HAm 

 

Самадхи первоначального слияния

Дхармакая-йога с сопутствующими частями

Приглашение Древа Собрания

 

Из PAm моего сердца – лотос, из Am – луна, на которых сам ум – синий слог Hum. От него исходят лучи света пяти цветов и приглашают собрание Учителей, Будд и Бодхисаттв, а также ставших божествами всех живых существ.

 

Все они превращаются в собрание богов чакр мандала. Все Учителя, собравшись воедино, пребывают как Владыка главного рода[3].

 

Мыслью почитая Их, произноси:

 

Семичленная молитва

1. Поклонение

 

Ты – Пять Мудростей и Три Тела,

Преображенные в Круги[4]

Блистательных Ваджрных Даков и Дакинь,

Тебе, Спаситель живого, кланяюсь!

 

Сколь ни есть Ваджрных Дакинь,

Рвущих узы потока мыслей,

Или поглощенных мирскими делами,

Всем вам, кланяюсь!

 

2. Жертвоприношение (386)

 

Представь, что

 

Возникшие из сердечного Hum Богини подношения, держащие в поднятых руках жертвенные предметы, подносят жертву

 

и, сопровождая мудрами, поднеси при помощи мантр:

 

Om SARBA BiRA YOGINI ARGHAm PRATiTSTSHA a Humводу для лица;

Om SARBA BiRA YOGINI BaDYAm PRATiTSTSHA a Humводу для ног;

Om SARBA BiRA YOGINI PUSHPE PRATiTSTSHA a Humцветы;

Om SARBA BiRA YOGINI DHuPE PRATiTSTSHA a Humвоскурения;

Om SARBA BiRA YOGINI DiPE PRATiTSTSHA a Humсветильник;

Om SARBA BiRA YOGINI GHANDHE PRATiTSTSHA a Humумащения;

Om SARBA BiRA YOGINI NIViDYE PRATiTSTSHA a Humжертвенную пищу,

Om SARBA BiRA YOGINI SHAPTA PRATiTSTSHA a Humмузыку;

 

Om SARBA BiRA YOGINI RuPE PRATiTSTSHA a Humформы;

Om SARBA BiRA YOGINI SHAPTA PRATiTSTSHA a Humзвуки;

Om SARBA BiRA YOGINI GANDHE PRATiTSTSHA a Humзапахи;

Om SARBA BiRA YOGINI RASA PRATiTSTSHA a Humвкусы;

Om SARBA BiRA YOGINI SPARSHA PRATiTSTSHA a Humкасания.

 

Также поднеси тайную жертву – капалы дакинь, наполненные пятью мясами и пятью нектарами, и таковую жертву – соединение тебя и Варахи.

 

3. Покаяние

 

Прихожу под покровительство Трех Драгоценностей!

В каждом грехе своем каюсь!

 

4. Радость добродетелям

 

Всем добродетелям живых существ радуюсь!

 

5. Просьба

 

Будды и Бодхисаттвы, помните обо мне!

 

6. Прибежище

 

К высшему - Будде, Дхарме и Сангхе

Я вплоть до просветления прихожу под покровительство!

 

7. Бодхичитта

 

Дабы осуществить пользу себе и другим разовью Бодхичитту!

Развив мысль о наивысшем просветлении, я всем живым послужу!

Буду практиковать свет ума высшей практики Бодхичитты!

Во благо живых состояние Будды быстро да осуществлю!

 

Произноси молитвенно, думая о цели, к которой стремишься.

 

Om BADZRA MU: - мандалу собрания и опоры прошу удалиться.

 

Четыре Безмерных

 

Дружественность – желать, чтобы все живое пребывало в блаженстве

Сострадание – желать, чтобы все живое пребывало вне страдания

Радость – не желать, чтобы все живое пребывало вне блаженства

Равность – желать равно всем живым.

 

Таким созерцанием реализуется собрание добродетели.

 

Созерцание шуньяты в проявлении ясного света смерти – дхармакая-йога

 

Чтобы реализовать собрание мудрости, произнося

 

Om SVABHaVA SHUDDHA SARBA DHARMA SVABHaVA SHUDDHO-HAm

 

созерцай все дхармы как только ум[5].  Произнося

 

Om SHUNYATa JNYaNA BAJRA SVABHaVA aTMAKO-HAm

 

даже тот ум созерцай как шуньяту[6].

 

Устранение препятствий

 

Сам ум, сформировавшийся из шуньевого пространства как ярко-белый NaDA с красным блеском, пребывает в акаше. От лучей его света исходящих книзу – PAm, из которого – вишвападма на котором – RAm. Из него – мандала солнца, на котором – синий Hum. Из него – вишваваджр с 12 концами.

 

На востоке – белый

На севере – зеленый

На западе – красный

На юге – желтый

В центре отмечен слогом Hum.

 

Представь, что из него исходят восемь красных Hum и, щелкая пальцами левой руки, поворачивай влево в основных направлениях и вправо в промежуточных, и, начитывая мантры четырех голов, порождай:

На востоке – Сокололикая           На юго-востоке – Твердая Ями

На севере – Овцеликая                                На юго-западе – Вестница Ями

На западе – Собаколикая           На северо-западе – Клыкастая Ями

На юге – Свиноликая                             На северо-востоке – Покорительница Ями.

 

Все красные телом, стоят на солнечных тронах, вытянув левую ногу. Одноголовые, двурукие, с ваджрным молотом в правой руке и с пурбу в левой. Пурбу с головой как у держащей ее и ниже центра с острием как у пики. От них исходят несметные нирманы, которые тащат винаяков, находящихся в десяти сторонах света.

 

В восьми основных и промежуточных сторонах света представь восемь колодцев, образованных из долгих Hum и верхний и нижний восточнее востока и западнее запада. В них помещают гегов и, вонзая им в макушку пурбу, с мантрой:

 

Om BADZRA MUDGARA BADZRA KiLAYA KROtAYA Hum Hum PHAt

 

молотом забивают. Представь, что Благодаря тому, что пурбу пронзает гегов от дыры Брахмы до промежности, их сознание растворяется в ясном свете, а тело вместе с помрачением (грехом) испепеляется и разрушается, обращаясь в прах.

 

Геги верха и низа – соколиноголовые и собакоголовые.

 

Охранный круг

 

Четыре стороны забора, сотканного из лучей света четырех мантр SUMBHANI,

 

Om SUMBHANI SUMBHA Hum Hum PHAt

Om GRIHNA GRIHNA Hum Hum PHAt

Om GRIHNAPAYA GRIHNAPAYA Hum Hum PHAt

Om ANAYA HO BHAGAVAN BADZRA Hum Hum PHAt

 

имеют цвета сторон света. Одновременно с этим ваджрная земля, возникшая от вишваваджра с Hum, становится основанием. Лучи света исходят вверх – решетка из стрел с наконечниками, подобными пятиконечным ваджрам; вниз – ваджрный забор, над которым ваджрный шатер. Между шатром и забором – ваджрный балдахин. Снаружи – ваджрный огонь, который следует представлять как огонь конца мира. Это срунхор.

 

Самбхогакайя-йога

Основание

 

Внутри срунхора – шуньята – природа дхармодаи. В ее центре, в верхней части пребывает вышеупомянутый NaDA. Внизу, сотканном из лучей его света, – YAm, из которого – синий мандала ветра, имеющий форму лука и отмеченный дхваджрами. На нем из RAm – красный мандала огня, с трех сторон отмеченный пламенем. На нем – белый мандала воды, круглый, отмеченный бумпой, полной воды. На нем – мандала земли, желтый, квадратный, отмеченный в четырех углах трехконечными ваджрами. На нем, из SUm – гора Меру, имеющая природу четырех различных драгоценностей. Ее вершина отмечена восьмью куполами. На ней, из PAm – вишвападма с восьмью лепестками. На нем, из Hum – двенадцатирогий вишваваджр, имеющий цвета сторон света.

 

Дворец

 

На нем – BHRum. От его полного превращения – квадратное мироздание, имеющее четыре входа и четыре арки. Начиная с внешней стороны, слои стены по порядку – белый, красный, зеленый, желтый, синий. Также цвета верха и низа по кругу влево соответствуют этому (?). Над стенами – красный драгоценный парапет, украшенный разнообразными инкрустациями. Над ним – макары, из пастей которых свисают ожерелья и половинки ожерелий. Сверху, на балконе свисающие белые бакули. Сверху – крамаширша в форме половинок лепестков лотоса. Между ними находящиеся на калашах дхваджры и баданы, звенящие дильбу-колокольцами, колыхаемыми ветром. С наружной стороны стена окружена парапетом для додйона[7]. На ней богини – зунгма, держащие различные жертвенные предметы. Промежутки между дверями и арками украшены половинками луны, ваджрами и драгоценностями. Вершина восьми вздымающихся колон, обладающих цветом сторон света, покрыта по кругу ваджрным брусом. Венец – ваджр с верхней частью драгоценности.

 

Кладбища

 

За охранным кругом мироздание окружено восьмью кладбищами восьми виджнян.

 

Троны

 

Внутри него, из PAm – восьмилепестковый вишвападма, окруженный по ободу четками дигугов. В его центре – Черный Бхайрава, держащий дамару и меч. Сверху* – Красная Каларатри с капалой и кхатвангой. Оба в костяных украшениях, направлены головами вправо.

 

На попранных лицом вниз – лунный мандала. На лепестках четырех основных направлений, на трупах и в четырех промежуточных направлениях – лунные мандалы. Это порождение опоры.

 

Нирманакая-йога

Порождение божества

 

На центральном троне от превращения двух по шестнадцать aLI – лунный мандала, отмеченный aLI. Сущность 32 знаков – зерцалоподобная мудрость;

 

На нем от превращения двух по сорок kALI – солнечный мандала, отмеченный kALI. Сущность 80 признаков – мудрость равности;

 

На нем NaDA, какой и прежде. Он беспрепятственно погружается и превращается в Hum, из которого создается синий пятиконечный ваджр, отмеченный долгим Hum. Это познающая мудрость;

 

Из него бесконечно распространяется собрание божеств мандала. Очищает грехи-скверны всех живых существ и становится пятью божествами. Их и изначально сущих героев и йогинь приглашаю. Они входят в Hum, что создает причину. Солнце, луна и атрибут, обладающий семенем, становятся единым целым. Это действенная мудрость;

 

От полного превращения всего этого – полное Тело божества. Это мудрость дхармового пространства.

 

Форма божества

 

Сам Шри Чакрасамвара – четырехголовый. Центральная голова – синяя, левая – красная, задняя – зеленая, правая – желтая. У каждой головы по три глаза. Все головы свирепые и пугающие, с оскаленными клыками. Волосы черные, связанные в торцуг[8]. На верху прически – ратна с дуплом. В цогме – вишваваджр, на пупе которого хозяин рода. Слева – половинка луны. На каждой голове по пять сухих черепов, продернутых ниткой черных ваджров, украшенных снизу нитками ваджров и шелковыми завесками героев.

 

Атрибуты

 

В первых двух из 12 рук держит ваджр и дильбу и ими же обнимает Мать.

 

Во второй правой руке – дамару;

В третьей – трезубец;

В четвертой – боевой топор;

В пятой – дигуг[9].

 

Во второй левой руке – кхатванга;

В третьей – капала с кровью;

В четвертой – ваджрный аркан;

В пятой – четырехликая голова Брахмы.

 

Двумя последними руками растягивает шкуру белого слона.

 

Имеет накидку из человеческой кожи. Пятьдесят сырых голов, сочащихся кровью, продетые через человеческие кишки, свисают с плеч. Украшен шестью мудрами и пятью близкими (?) мудрами. Исполнен девяти раса[10]. Украшен 32 знаками и 80 признаками Будды. Бедра обернуты тигровой шкурой. Правой, вытянутой ногой Бхайраву, а левой Каларатри давя, попирает. Сверху украшен белым зонтом (?).

 

Юм

 

На его груди Мать красная Ваджраварахи, одноголовая, двурукая, трехглазая, с оскалиными клыками. Голая, с распущенными волосами, украшенными 5 сухими черепами. С поясом, украшенным осколками черепов, украшенная 5 мудрами, с бусами из пятидесяти сухих голов, продернутых человеческими кишками. Правой рукой с дигугом грозит всем марам указательным пальцем. Левой рукой держит капалу, полную крови, и, обнимая Отца, льет содержимое ему в рот. Левая нога вытянута, правой обнимает Отца. 

 

Оба находятся в центре бушующего пламени мудрости.

 

Четыре богини

 

На восточном лепестке – синяя Дакини;

На северном лепестке – зеленая Лама;

На западном лепестке – красная Кхандарохи;

На южном лепестке – желтая Рупани.

 

Все они одноголовые, трехглазые, с оскаленными клыками, голые, с распущенными волосами. Головы украшены 5 сухими черепами, имеют бусы из 50 частей, украшены 5 мудрами. Четырехрукие, в правых дигуг и дамару, в левых капала, полная крови и кхатванга.  Все они стоят, вытянув левую ногу, на луне и трупе.

 

На лунных тронах промежуточных направлений, 4 калаши, наполненные амритой, отверстия которых украшены капалами с бодхичиттой.

 

Созерцай в сердце Бхагавана самадхисаттву – синий лучащийся Hum и благословясь в ваджрной природе нераздельности всех божеств и Тела, Речи и Мысли, крепи гордость божества.

 

Самадхи великого мандала Победоносцев

Благословение аятан и трех ваджров

 

Знай все свои скандхи, аятаны и дхату как природу Героев и Героинь и созерцай у всех богов:

 

Во лбу – Om;

В горле – А:;

В сердце – Hum

 

Йога доспехов

 

а также оденься в шесть доспехов:

 

В сердце героев – белые Om HA;

Во лбу – желтые NA MA HE;

На макушке – красные Sva Ha HU;

На плечах – черные shA tA HE;

В глазах – оранжевые Hum Hum HO;

В местах соединения членов в туловищем – зеленые PHAt HAm.

 

В пупе всех матерей – красные Om BAm;

В сердце – синие HAm YOm;

Во рту – белые HRIm MOm;

В голове – желтые HRIm HRIm;

На макушке – зеленые HUm HUm;

В местах соединения членов в туловищем – дымчатые PHAt PHAt.

 

Созерцай их как природу богов.

 

Приглашение

 

Левой ногой давя на правую, впярив глаза ввысь с соответствующим выражением лица, крутя мудру пылания влево и крича PHAIm[11], всех вир и йогини десяти сторон на небо перед собою приглашаю и подношу, как и прежде, жертву.

Посвящение

 

DZA: Hum Bam HO: – следует зацепить, притянуть, связать и возрадоваться.

 

С помощью мантры и мудры, как это было ранее, божеств абхишека приглашают, делают жертвоприношение и молят о даровании абхишека. Благодаря этому боги абхишека, наполнив и т. д., словами:

 

Om SARBA TATHaGATA ABHIshEKATA SAMAYA SHRIYE Hum

 

даруют абхишек. Остаток воды на макушке представляй как головное украшение:

 

У Отца – Ваджрасаттвы;

У Матери – Акшобхьи;

У Дакини – Вайрочаны;

У Ламы – Амогхасиддхи;

У Кхандарохи – Амитабхи;

У Рупани – Ратнасамбхавы.

 

Самадхи великих деяний Победоносцев

Жертвоприношение

1 Внешнее

 

Богини подношений, вышедшие из моего сердечного Hum, подносят жертвы как это было ранее.

 

2 Внутреннее

 

Внутреннюю жертву освяти как балин и, беря безымянным пальцем, подноси сначала коренному Учителю, затем Учителям коренной традиции, присоединяя Om a: Hum к имени, затем божествам при помощи их мантр, представляя, что направляешь джнянамриту прямо им в рот, затем кладбищенским существам и хранителям сторон света, а также всем живым, ставшим как божество поднеси и, когда вкусишь сам, представляй, что удовлетворяешь этим богов тела и читай

 

Om AMriTA SVADANA SVABHaVA aTMAKO-HАm

 

Так подносят внутреннюю жертву.

 

3 Тайное

 

Из белого Hum тайного места Отца возникает ваджр...;

Из красного BYa возникает красная ратна, отмеченная красным слогом BYa.

 

Из а тайного места Матери возникает трехлепестковый лотос;

Из желтого DYa возникает белый семенник, отмеченный желтым DYa.

 

Отец и Мать делают взаимно цумбана и создают радость равного вхождения.

 

4 Таковое

 

Затем, когда имеешь опыт четырех радостей, веселись посредством незагрезненного блаженства. Это подношение таковой жертвы.

 

Восхваление

 

Держа ваджр и дильбу, читай "восьмишлоковое восхваление" или:

 

Всецело чистый Дух, вкушающий амриту единого вкуса йоги,

Всецело чистое Тело, переходящее в объект этого состояния,

Пред Тобой, покровителем и наивысшим Учителем чакр мандала наивысшего центра

Наивысшего блистательного состояния, падая ниц, непрестанно Тебя приветствую!

 

Речь великого знания,

Предшествующая любой тантре,

Тебе, Ваджраварахоба,

Предвестница Чакрасамварова, кланяюсь!

 

Украшение Тела – драгоценные четки богинь,

Все Тела, которые есть всегда исходящие виры,

Вас, незагрязненное вместерожденное наивысшее состояние чакр,

В сердце йоги Чакрасамваровой непрестанно почтительно приветствую!

 

Таким образом, жертвуемое, жертвователя и жертвоприношение, познают в равности нерожденности всего и созерцают это долгое время, одновременно практикуя чистое памятование:

 

Чистое памятование

 

Внимательное отношение к телу – это Дакини;

Внимательное отношение к чувствам – это Лама;

Внимательное отношение к жизни – это Кхандарохи;

Внимательное отношение к мыслям – это Рупани;

Всесовершенное самадхи – это Шри Херука Яб-Юм.

 

Если желаешь созерцать зогрим – эта ступень также созерцается по традиции Дильбупы.

 

Начитывание

 

Мудрость Героев и Йогинь, собравшись в виде мантра-четок, входит в мой рот и по ваджрному пути проходит в лотос. Изо рта Матери снова входит в мой рот. Так снова и снова представляй и начитывай:

 

Om SHRi BADZRA HE HE RU RU KAm Hum Hum PHAt daKINI DZVALA SHAmBARAm SVaHa | Om HRi: HA HA HUm Hum PHAt – сердечная и близ-сердечная мантры Отца;

 

Om SARBA BUDDHA daKINi BADZRA VARNANiE HUm Hum PHAt SVaHa | Om BADZRA BAIROTSANiE HUm Hum PHAt SVaHa – сердечная и близ-сердечная мантры Матери;

 

Om daKINiE HUm Hum PHAt | Om LaME HUm Hum PHAt | Om KHAndAROHE HUm Hum PHAt | Om RuPAnI HUm Hum PHAt | – мантры героинь.

 

Ошибки созерцания и начитывания

 

При совершении ошибки в созерцании и начитывании следует поднести мандале божеств жертвы и восхваления, как это сказано выше. Посвятить корни блага, читать молитвы на благо живых существ. Поэтапно собрать все в пределах мироздания (безмерного дворца) и, наконец, самому предстать одноголовым, двуруким, вместе с Юм. Одеться как прежде в доспехи, щелкая пальцами и хлопая? читать SUMBHANI и, держа при помощи Бодхичитты, знать все вещи как Чакрасамвару.

 

Завершение периода созерцания

Подношение балина

 

Если желаешь поднести балин, приготовь в капале и окропи амритой, очисти мантрой SUMBHANI и постигни все как пустотное в мантре SVABHaVA.

 

Из состояния пустотности внизу из YAm – ветер, из RAm – огонь, из А – очаг-тренога для капалы, на котором капала, рожденная из А. Внутри нее:

 

в центре из Hum – моча;

на востоке из Om – дерьмо;

на юге из TRAm – ракта;

на западе из Am – шукра;

на севере из KHAm – мозги.

 

в центре из BAm – человечина;

на востоке из BAm – говядина;

на юге из LAm – слонина;

на западе из PRAm – конина;

на севере из KHAm – сабачина.

 

Каждый элемент отмечен своим семенем.

 

Ветер дует, огонь разгорается и содержимое капалы закипает и плавится вместе с семенными слогами, превращаясь в вар цвета солнца. Из белого Hum сделанного из пара, появляется белая кхатванга – природа амриты, направленная острием вниз. Следует видеть как она плавится и становится одного вкуса с этим соком.

 

Над капалой – aLI-KaLI, от превращения которых – Om a: Hum – одна над другой. Из них исходит собрание богов мандала. Они действуют во благо живых, предварительно равно войдя, плавятся и входят в Три Слога. Представь, что все становится так, как ты желаешь, и освяти балин.*

 

Прежними мантрой и мудрой приглашай перед собой мандалу. Сделай кратко втягивание джнянасаттвы, абхишек, запечатывание[12], жертвоприношение и восхваление и, делая мудру ваджра с раскрытыми вверх ладонями, поднеси три раза со словами

Om BADZRA ARALI HO:

DZA Hum BAm HO:

SAMAYA STVAM* TRISHYA HO:

BADZRA daKINI KHA KHA KHa HI YIMAm* BALIm BHu DZA THa PI BA THa

MAMAKa TYAm SVaDHAYA THa

Om a: Hum PHEm PHEm

 

Поднеси жертву, восславь, молись о желанном, проси об отпущении грехов.

 

Свертка

 

Джнянасаттва уходит, а самаясаттва собирается во мне самом.

 

Йога между периодами созерцания

 

Йога умывания совершается как ритуал абхишека.

 

Йога принятия пищи: держа гордость центров тела, рот и пищу освяти как балин, или освяти мантрой

 

Om a: Hum HA HO HRi:

 

и ешь, начиная слева.

 

Йога сна: засыпай в состоянии ясного света опустошенности всего.

 

 

*     *     *

 

Сокращение метода

 

Если представлять метод очень кратко:

 

Представь себя как одноголового двурукого Махасукху с Юм.

 

Самадхи первоначального слияния

Дхармакая-йога

 

В сердце, на лотосе и диске луны – синий слог Hum. Исходящими из него лучами света бесчисленных виров и йогини пригласи и блистательной Ваджрадакини и другим поклонись.

 

ARGHAm и т.д. – поднеси жертву.

 

Словами "Прихожу под покровительство Трех Драгоценностей!" и т.д. и Четырьмя Безмерными реализуй собрание добродетели.

 

С мантрой SVABHaVA созерцая, что все в сансаре и нирване опустошается, реализуй собрание мудрости.

 

Мантрой SUMBHANI и щелкньем пальцев на четыре стороны охрани.

 

Самбхогакая-йога

 

Из состояния пустотности – PAm, из него лотос. Из a – диск луны. На нем сам ум – синий слог Hum. Из него исходят лучи света, подносят жертву всем арьям, устанавливают всех живых в состоянии Херуки и вновь собравшись, входят в Hum.

 

Нирманакая-йога

 

От его полного превращения – я сам – Херука синего цвета, одноголовый, трехглазый, с оскаленными клыками. Волосы убраны в прическу, которую венчает драгоценность с ваджром и вишваваджр, в пупе которого – Ваджрасаттва. В левой части – половинка луны. Голову украшает пять черепов, соединенных двумя нитками черных ваджров. Украшен шестью мудрами. С плеч свисают бусы из пятидесяти сочащихся кровью человеческих голов. Имеет накидку из человеческой кожи. На чреслах свободно повязана тигровая шкура.

Правой рукой держит пятиконечный ваджр, имеющий природу пяти мудростей. В левой руке держит дильбу, имеющую природу праджняпарамиты.

Обеими этими руками обнимает Юм.

 

Мать Ваджраварахи одноголовая, трехглазая, двурукая, в телом красного цвета. Волосы распущены. Украшена пятью мудрами. На голове корона из пяти черепов, с плеч свисают бусы из 50 черепов[13]. Имеет пояс из частей черепов с пером павлина (?). Правой рукой с дигугом грозит всем вредящим указательным пальцем. Левой рукой держит капалу полную крови четырех мар, обнимает Отца за шею и льет Ему в рот. Левая нога вытянута, правой обнимает Отца.

 

Созерцай, что они, попирая поваленных головами вправо Бхайраву и Каларатри, стоят в центре бушующего пламени мудрости, рожденного из их тела.

 

Самадхи великого мандала Победоносцев

 

Представляй у  обоих:

 

Во лбу – Om;

В горле – А:;

В сердце – Hum

 

и думая, что это есть природа Тела, Речи и Мысли всех Виров и Йогини, мантрой

 

Om SARVA BiRA YOGINI KaYA VaK CITTA BADZRA SVABHaVA aTMAKO-HAm

 

держи гордость идама.

 

Следует одеться в доспехи и созерцать сами слоги как божеств.

 

Мудрой пылания и криками PHAIm пригласи джнянасаттву и поднеси жертву. Джнянасаттву следует для самаясаттвы зацепить, притянуть, связать и возрадоваться.

 

Этими самыми мудрой и мантрой пригласи божеств абхишека, поднеси жертву и молись.

 

Виры создают мысль посвящения, а вири дают посвящение, такое как наполнение и т.д. ...[14] . Виры изгоняют гегов-препятствующих. Тело наполняется водами мудрости, а остаток воды на макушке становится головным украшением: у Чакрасамвары – Ваджрасаттвы, у Юм – Акшобхьи.

 

Самадхи великих деяний Победоносцев

 

Поднеси внешнюю жертву, внутреннюю жертву, освящаемую как балин, тайную и таковую жертвы.

 

Восславь.

 

Четки из морских раковин видь как четки из человеческих голов, превращенные в Херуке, держи левой рукой у сердца. Представляй, что мантра-четки входят через мой рот, из ваджра попадают в лотос, и далее, изо рта Богини в мой рот. От этого вращения исходит свет, и притянув всю мудрость и мощь Виров и Дакини, входит в меня. И читай бессловно, поднося жертвы в перерывах.

 

Om HRi: HA HA HUm Hum PHAt[15]

 

Завершение созерцания

 

Между тунами подноси балин.

 

Йога омовения – это ритуал абхишека.

 

Йога принятия пищи: прояснившись божеством, освяти рот и пищу мантрой

 

Om a: Hum HA HO HRi:

 

и начинай есть с левой руки.

 

Йога сна: засыпай в состоянии ясного света опустошенности.

 

Йога пробуждения: Виры и Дакини пробуждают звуками дамару.

 

Во всех случаях следуй путем практики, удерживаемым с помощью гордости Херуки.

 

Колофон

 

Это прояснение сердечного смысла садханы блистательного Ваджрахеруки

 

Грамматистом и логиком составлено

Восьмого дня месяца марцей года земли-дракона gro zhun can

По личной просьбе ученика, обладающего самаей.

Прошу божество простить мои грехи.

Благом этого метода Ваджродержец да будет достигнут!

 

Этот онтог пяти божеств Чакрасамвары просил обладающий верой, усердием и интуицией Кончок Пелдуп. Составил гелонг, грамматист и логик[16] в монастыре Шалу[17]. Перевел с тибетского С.Э.Коротков

 

 

 

 

 

 

 



Примечания

 

[1] Ронгзом Чойки Зангпо говорит: «Индийский термин SHRi HERUKA дает простор для множества интерпретаций. Общий его перевод на тибетский язык – dpal khragthing. Каково же разумное объяснение такого перевода? SHRi – слово, используемое для обозначения богатства и благополучия или для духовного советника. HE – имеет значение радостной, с просветленным сердцем и веселой манеры поведения (HELa, KRiDa). RU – слово, обозначающее кровь (RUDHIRA). KA – первичный, модифицирующий суффикс. Если суммировать, то: поскольку Он радуется крови, о Нем говорят как о Херуке.

Другие, однако, говорят, что KA означает череп (KAPaLA), т.е. ритуальное держание черепа. Таким образом, он именуется Херука, поскольку ритуальным жестом радостно держит череп, наполненный кровью.

Далее, если объяснять термин слог за слогом согласно некоторым текстам, SHRi означает богатство, как в том случае, когда оно принадлежит кому-то самому (aTMASHRi), так и в том случае, когда оно принадлежит другим (PARASHRi). HE означает причину, побудительный толчок (HETU), также как и удовольствие (HELa). Это двойное значение указывает на верное понимание бытия как континуума. Слог RU означает любовь (RaGA) и гнев (RUDRA) Это говорит о том, что из такого захвата и размаха (каким является бытие) его предельное сострадание проявляется как гневность. Слог KA означает действие (KARMA)? Так же как и сострадание (KARUNa). Следовательно даже гневные (но тем не менее харизматические) действия уравновешиваются через сострадание. Таким образом, четыре слога SHRi HERUKA имеют восемь значений.

Кроме того HE означает область объекта, того, который никогда не вступает в существование (как нечто онтическое); RU означает субъективный ум- атематическое действие; KA означает недуальность области и ума. Это означает, что Херука является термином для нормативного гсштальта, через который смыслонаполненность Бытия выражает себя (chos kyi sku).

Или, говорится, что HE означает доброту, RU сострадание, а KA радость и спокойствие духа. Таким образом Херука означает владение четырьмя безмерными

Другие заявляют, что Херука в действительности есть HE- HE RU-RU KA, что означает, что он заставляет все порочные существа в мире утратить свои чувства, услышав громкое его ржание и приводит их к радости в мандале собрания Херуков.

Иные еще говорят, что HE означает причину, побудительный толчок (HETU); RU указывает, что он развивается (RuDHA) как сочетание определяющих черт, и KA означает «где-либо, везде» (KIACIT) Основой для этих слогов является гнозема «A», представляющая собой ворота, через которые то, что никогда не вступает в существование /онтически/, преподносит себя. Таким образом, термин Херука означат:

1.        то, что не имеет причины;

2.        то, что независимо от любого сочетания определяющих черт;

3.        то, что является повсеместно локализуемым.

Другие утверждают, что SHRi означает тайные органы супруги, а HERUKA означат побуждение достичь прозрачной ясности и завершенной проницательности как предельного блаженства. Следовательно, они подразумевают под термином SHRi HERUKA интимное единение HERUKA со SHRi» (Г. Гюнтер, «Матрица тайны»).

Приведенному в этом тексте объяснению близко классическое описание основы как пустой, ясной и беспрепятственной, а также девиз Нетройственности «Все Всегда Здесь».

[2] В других текстах это имеет вид пранаямы: от закрученных влево четок слогов выходит безграничное собрание пятирицы Дакинь, выходит наружу через правую ноздрю, побеждает всех препятствующих и, возвратившись, входит через левую ноздрю, растворяясь в четках слогов.

[3] Т.е., Чакрасамвара.

[4] Круг мысли, круг речи и круг тела.

[5] Четыре этапа растворения четырех элементов. На последнем этапе ветер растворяется в уме (акаше).

[6] Четыре «пустых»: свет, развитие, достижение и ясный свет.

[7] Пять чувственных объектов жертвоприношения: формы, звуки, запахи, вкусы и касания.

[8] Волосы, заплетенные в косу и уложенные на голове в виде спирали (по синему словарю).

[9] По Луипе: 3-я – дамару, 4-я – боевой топор, 5-я – дигуг, 6-я – трезубец.

[10] Понятие древне-индийской эстетики. Художественное произведение должно заражать зрителя (читателя) девятью чувствами: относительно тела – очарование, доблесть, ужас; относительно речи – смех, …, …; относительно мысли – сострадание, изумление и безмятежность.

[11] Для этого необходимо сцепить между собой указательные пальцы, упреть конец большого пальца правой руки в большой палец левой, а остальные пальцы расставить в стороны. Одновременно с этим ноги следует расположить так, чтобы большой палец правой упирался в большой палец левой ноги. Сложив таким образом руки, вы упираетесь ими в сидение слева от себя, глядя на них при этом краешком глаз. Затем, оставляя пальцы сцепленными так, как описано выше, вы поднимаете руки над головой и описываете небольшие круги сначала трижды слева направо (против часовой стрелки), затем трижды справа налево (по часовой), и наконец снова трижды слева направо. После этого вы прикасаетесь руками к сидению справа от себя. Это и есть мудра "пылающего колеса" (Садхана Ваджрайогини с комментарием).

[12] Запечатывание в самаясаттве втянутой джнянасаттвы ликом соответствующего дхьянибудды. В садханах: «Остаток воды становится головным украшением в виде Акшобхьи».

[13] dum bu? неполных?

[14] bkra shis kyi klu len

[15] В тексте Om HRi: HE HA HUm Hum PHAt

[16] Будон Ринчендуб.

[17] nyang smad zha lu gser khang gi gtsug lag khang