В.М.Монтлевич
Именно буддийским искусством, а не бурятским, монгольским или тибетским стоит называть искусство глиняной пластики названных стран. Ибо едины образы и един стиль этого искусства миниатюрного глиняного рельефа. Разве глина с берегов Селенги, Керулена или Цанга делает предмет соответственно бурятским, монгольским или тибетским? Металлические штампы, которыми выдавливались в глине рельефы на всей этой центральноазиатской территории, имеют практически один источник - искусство Индии.
Если в живописи местные традиции рано или поздно проявлялись столь ярко, что можно было со временем говорить о лавранской школе, о стиле китайского лубка, о монгольской школе или о старобурятской живописи, то в глиняной пластике форма и стиль почти застыли. Для нас это счастливое обстоятельство, ибо благодаря стойкости канона, тем более религиозного, в образцах глиняной бурятской пластики мы можем проследить образный ряд, восходящий к индийскому искусству I тысячелетия нашей эры. И если в Индии буддизм пришел в упадок в XII веке, а затем почти исчез, то в Тибете, Монголии и Бурятии он и сопутствующее ему искусство сохранились во всем богатстве канона и художественных приемов до наших дней.
Глиняная пластика оказалась устойчивой к стилистическим изменениям еще и потому, что она, столь хрупкая и неброская, никогда не была главным элементом в художественном творчестве народов, исповедующих буддизм, естественно уступая место архитектуре, бронзовой скульптуре и живописи. Глиняные рельефы делались в большом количестве и, будучи недорогими, были доступны любому верующему, заполняя домашние алтари. Неисчислимое количество их использовалось при закладке храмов и субурганов.
Удивительно, что до сих пор сохранившиеся в Бурятии в большом количестве и в необозримом разнообразии глиняные рельефы не привлекали внимание исследователей; достаточно пролистать альбомы по искусству Бурятии или Монголии и можно легко убедиться, что за редким исключением о них там нет и речи.
Нам кажется, что устойчивость сюжета и стилей глиняных рельефов является чрезвычайным обстоятельством, чтобы они стали предметом изучения, тем более, что они очень хрупки. Металлические штампы, с помощью которых изготавливаются рельефы, живут долго, с них легко делаются металлические копии, и посему можно утверждать, что, изучая буддийскую глиняную пластику, мы как бы имеем дело с точным отблеском древнего искусства Индии и Непала, соприкасаясь с сюжетами и образами, давно исчезнувшими на их прародине. Достаточно рассмотреть миниатюрные скульптуры Тары, Будды, Махакалы, чтобы почувствовать - перед нами живое дыхание буддийской Индии.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |