В.М.Монтлевич

Буддийская глиняная пластика

 

Именно буддийским искусством, а не бурятским, монгольским или тибетским стоит называть искусство глиняной пластики названных стран. Ибо едины образы и един стиль этого искусства миниатюрного глиняного рельефа. Разве глина с берегов Селенги, Керулена или Цанга делает предмет соответственно бурятским, монгольским или тибетским? Металлические штампы, которыми выдавливались в глине рельефы на всей этой центральноазиатской территории, имеют практически один источник - искусство Индии.

Если в живописи местные традиции рано или поздно проявлялись столь ярко, что можно было со временем говорить о лавранской школе, о стиле китайского лубка, о монгольской школе или о старобурятской живописи, то в глиняной пластике форма и стиль почти застыли. Для нас это счастливое обстоятельство, ибо благодаря стойкости канона, тем более религиозного, в образцах глиняной бурятской пластики мы можем проследить образный ряд, восходящий к индийскому искусству I тысячелетия нашей эры. И если в Индии буддизм пришел в упадок в XII веке, а затем почти исчез, то в Тибете, Монголии и Бурятии он и сопутствующее ему искусство сохранились во всем богатстве канона и художественных приемов до наших дней.

Глиняная пластика оказалась устойчивой к стилистическим изменениям еще и потому, что она, столь хрупкая и неброская, никогда не была главным элементом в художественном творчестве народов, исповедующих буддизм, естественно уступая место архитектуре, бронзовой скульптуре и живописи. Глиняные рельефы делались в большом количестве и, будучи недорогими, были доступны любому верующему, заполняя домашние алтари. Неисчислимое количество их использовалось при закладке храмов и субурганов.

Удивительно, что до сих пор сохранившиеся в Бурятии в большом количестве и в необозримом разнообразии глиняные рельефы не привлекали внимание исследователей; достаточно пролистать альбомы по искусству Бурятии или Монголии и можно легко убедиться, что за редким исключением о них там нет и речи.

Нам кажется, что устойчивость сюжета и стилей глиняных рельефов является чрезвычайным обстоятельством, чтобы они стали предметом изучения, тем более, что они очень хрупки. Металлические штампы, с помощью которых изготавливаются рельефы, живут долго, с них легко делаются металлические копии, и посему можно утверждать, что, изучая буддийскую глиняную пластику, мы как бы имеем дело с точным отблеском древнего искусства Индии и Непала, соприкасаясь с сюжетами и образами, давно исчезнувшими на их прародине. Достаточно рассмотреть миниатюрные скульптуры Тары, Будды, Махакалы, чтобы почувствовать - перед нами живое дыхание буддийской Индии.

 

 

Авалокитешвара Авалокитешвара Авалокитешвара шакадаша Амитабха
Амитабха Амитаюс Амитаюс, Сита-Тара, Ушнишавиджая Амитаюс, Сита-Тара, Ушнишавиджая
Ваджрабхайрава Ваджрасаттва Вайшравана Второй Жебзун-дамба хутухта
Ганеша Махаракта Ганапати Гухьясадхана Хаягрива Гухьясамаджа Дамдин-янсан
Дамдин-янсан Дамдин-янсан Дамдин-янсан Диспут
Зеленая Тара Зеленая Тара, штамп Кхадиравани Тара Лама
Лама Кармапа Лхамо Лхамо Миларэпа
Нарохажод Ситатапатра Ступа Ушнишавиджая
Цзонхава Чакрасамвара Чатурбхуджа Арья Авалокитешвара Чатурбхуджа Арья Авалокитешвара
Чжецюн Агван Лобсан Тэнпэ-Гьялцэн Чинтамани Сита Махакала Чинтамани Сита Махакала Шадбхуджа Джняна-Махакала
Шакьямуни, два сиддха Яма